О том, есть ли повод тревожиться за Сарез из-за произошедших подземных толчков и не часто ли Таджикистан трясет в последнее время, «АП» спросила у ведущего сейсмолога страны, академика Собита НЕГМАТУЛЛАЕВА.
ЭПИЦЕНТР землетрясения, произошедшего 7 декабря около часа дня, находился в 22 километрах от Сарезского озера; его магнитуда составила 7,2. Как сообщила Геофизическая служба Академии наук РТ, интенсивность толчков в эпицентре составила 7-8 баллов по двенадцатибалльной шкале (МСК). В Душанбе ощущались толчки силой 3-4 балла.
Сразу после землетрясения мы связались с нашей коллегой Рамзией Мирзобековой, которая сейчас проживает в Хороге. По ее словам, среди населения города наблюдалась паника, люди покинули помещения и боялись возвращаться в здания, пропала сотовая связь, но серьезных разрушений в Хороге, к счастью, не произошло.
Основной удар стихии пришелся на горные кишлаки Рушанского района. Здесь полностью оказались разрушенными 214 домов, 205 домов получили частичные повреждения. Пострадали и социальные объекты. На заседании правительства страны, которое состоялось 9 декабря и было посвящено вопросам ликвидации последствий землетрясения в ГБАО, премьер-министр страны Кохир Расулзода заверил президента Таджикистана, что все жители, дома которых были полностью разрушены, размещены в местах временного проживания и обеспечены продовольствием, одеждой и другими необходимыми вещами.
К. Расулзода сообщил, что в районе бедствия продолжаются работы по расчистке дорог от камнепадов, вызванных землетрясением. Все дороги будут расчищены в течение трех дней, пообещал он. Правительство поручило местным властям определить участки в безопасных местах для строительства новых жилых домов для пострадавшего населения, чтобы люди весной — летом следующего года могли приступить к возведению домов.
В свою очередь, Эмомали Рахмон призвал чиновников делать запасы продовольствия, горючего и других необходимых материалов для обеспечения ежедневных нужд Горного Бадахшана.
«Авиация, в частности вертолеты, должна быть готова для оказания оперативной помощи населению, переселения людей в безопасные места», — подчеркнул президент в ходе заседания.
Между тем, как сообщает русская служба Би-би-си, в результате землетрясения в Рушанском районе погибли два человека и по меньшей мере пятнадцать получили ранения.
«Я не представляю, как мы сможем пережить новое испытание. Столько разрушений. Мы едва концы с концами сводили. Мои дети работают в России, и мы много лет жили за счет средств, которые они присылали. Но теперь и там кризис, денег нет, и что делать, как жить, представить сложно», — рассказала в интервью Би-би-си Пайваста Шакармамадова, жительница Бартанга.
Ежегодно в Таджикистане происходит до 20 тысяч землетрясений
НЕСМОТРЯ на то, что сила подземных толчков в Душанбе в понедельник составила 3-4 балла, это землетрясение вызвало панику и среди душанбинцев. После октябрьской стихии, когда жители столицы ощутили на себе силу 6 баллов, а в Афганистане и Пакистане погибли 385 человек, в этот раз горожан напугала даже относительно слабое землетрясение. В Сети поползли всевозможные неприятные слухи. За подробной информацией мы отправились в Геофизическую службу АН РТ.
Несмотря на то, что рабочий день уже закончился, сотрудницы службы оставались на местах. В небольшом помещении бывшей душанбинской сейсмологической станции за компьютерами трудятся четыре человека – две Татьяны, Зухра и Любовь. Вечером 8 декабря они продолжали обрабатывать информацию о случившемся накануне землетрясении.
«Дата — 07 декабря, время — 14:00, а у меня обработано уже более 200 землетрясений, — рассказывает Зухра. — Когда происходит сильное землетрясение, оно провоцирует множество других, меньшей интенсивности, все их нужно обработать. Так что в такие дни у нас и минуты свободного времени нет».
Информацию о землетрясениях наша Геофизическая служба получает в режиме реального времени. Семь автоматических цифровых станций, которые работают на территории Таджикистана, фиксируют колебания в очаге, передают полученную информацию на спутник, со спутника она попадает на сервер Геофизической службы, и начинается ее обработка. Дело в том, что по спутнику передается информация только о магнитуде землетрясения и его эпицентре, интенсивность подземных толчков и прочие параметры сотрудники службы рассчитывают сами. Балльность землетрясения правительство, соответствующие службы и СМИ узнают непосредственно от них.
По словам руководителя Геофизической службы академика Собита Негматуллаева, два последних, серьезно ощутимых землетрясения (26 октября и 7 декабря) хоть и взаимосвязаны между собой, но не являются экстраординарными явлениями. Серьезную озабоченность за сохранность Сареза последние подземные толчки у академика также не вызвали.
«По нашим данным, в районе Усойского завала (естественная плотина Сарезского озера на реке Мургаб высотой 567 метров, массой 6 млрд тонн, образовавшаяся в результате землетрясения 1911 года, – прим. ред.) интенсивность подземных толчков достигала пяти баллов, это не угрожает плотине», — отметил С.Негматуллаев.
Что касается взаимосвязи между октябрьским и декабрьским землетрясениями, то, по мнению академика, это стандартное явление.
«Землетрясение, случившееся 26 октября, спровоцировало последующие подземные толчки, в том числе и 7 декабря. Так происходит всегда, — объясняет он. — Необычного увеличения активности землетрясений я не вижу, люди просто забыли о прошлых подобных случаях».
Собит Хабибуллаевич показывает нам статистику существенных землетрясений, произошедших в Таджикистане за последние 50 лет:
«14 марта 1965 года – землетрясение магнитудой 7,5;
30 июля 1974 года – 7,3;
30 декабря 1983 года – 7,1;
9 августа 1993 года – 6,3;
3 марта 2002 года – 7».
26 октября магнитуда землетрясения составила 7,5; 7 декабря – 7,2.
«То есть в среднем каждые десять лет происходят землетрясения такой силы, — говорит С.Негматуллаев. — Так что ничего аномального не произошло».
По данным академика, в прошлом году на территории Таджикистана произошло 16444 землетрясения, 22 из них — ощутимые. Только 26 октября этого года Геофизическая служба обработала 556 землетрясений, большая часть из них была вызвана именно теми подземные толчками, которые всполошили весь Таджикистан и привели к гибели людей в соседнем Афганистане.
Все это количество землетрясений обрабатывают 5 человек, включая самого С.Негматуллаева.
«Людей нам катастрофически не хватает, — признается он. — В год мы должны обработать до 20 тысяч землетрясений, причем при существенных подземных толчках от оперативности обработки зависит жизнь людей, т.к. КЧС ориентируется на наши сводки. Чем быстрее мы дадим им информацию об интенсивности, тем быстрее спасатели примут меры».
Учитывая всю ответственность, которая лежит на Геофизической службе, по логике, работать она должна круглосуточно. Увы, в таком режиме работать они не могут. Пять человек службы трудятся у своих мониторов семь дней в неделю, часто до поздней ночи, но вот оставаться до утра физически не в состоянии. Если стихия происходит в ночное время суток, то сотрудники бегут сюда и тотчас садятся за обработку. Иначе никак.
«Признаться, я всегда поражаюсь своим коллегам: несмотря на серьезные нагрузки и маленькие оклады, они продолжают качественно выполнять свою работу», — говорит С.Негматуллаев.
Следует отметить, что в советские годы сейсмологическая служба Таджикистана являлась одной из ведущих в мире. Asia-Plus