На днях в редакцию «АП» поступил сигнал от таджикских граждан, временно находящихся в России, что жительница г.Зеленограда Московской области Малькова Г.В. уехала в августе прошлого года погостить в Таджикистан, но так и не вернулась обратно.
Знакомых 66-летней бабушки волновал вопрос: все ли у нее в порядке? Нам сообщили данные о женщине, имя и адрес человека, который ее вывез.
Им оказался некий Рустам Мардонов, житель Кубодиёнского района Хатлонской области, который долгое время находился в трудовой миграции в России и вместе с другими квартирантами жил у этой женщины в ее двухкомнатной квартире.
Разузнав, что семья Р.Мардонова в настоящее время живет на съемной квартире в Душанбе и получив точный адрес, мы отправились на поиски бабушки.
Пообщавшись с соседями, мы выяснили, что бабушка живет с женой и дочерями Р.Мардонова в тесной двухкомнатной квартире, которую также снимают еще несколько человек. По словам очевидцев, бабуля иногда выходит погулять во двор, поэтому мы стали ждать, когда она выйдет.
Так как на улице было солнечно, мы встретили женщину, когда никого из ее спутников с ней не было. На ней были рваные тапки и летнее национальное хлопчатобумажное платье, хотя на дворе, несмотря на солнце, все же было прохладно.
При разговоре выяснилось, что это, действительно, Малькова Галина Васильевна, 1949 года рождения, гражданка РФ. Она вначале испугалась, сильно волновалась. Потом мы с ней разговорились и объяснили, что хотели просто справиться о ее здоровье и узнать, насколько долго она хочет оставаться в Таджикистане, так как за нее волнуются ее знакомые таджики в Москве.
Оказалось, что у Галины Васильевны небольшие провалы в памяти. Некоторые вещи она помнит, а некоторые нет. Например, она точно назвала свой домашний адрес в Зеленограде. Мы проверили в интернете и даже нашли улицу и дом, где она проживала. В телефонном справочнике г.Москвы и Московской области наряду с номером ее телефона, указан ее точный адрес. Все было верно. Только вот номер телефона она не могла вспомнить. Также она рассказала, что раньше работала распределителем («распредом») на заводе.
— А что это такое?
— Детали таскала. Потом меня сократили, и я пошла работать уборщицей. Вышла на пенсию в 55 лет. Получала пенсию 14 тысяч рублей.
Еще женщина рассказала, что сдавала квартиру трудовым мигрантам, так как живет после смерти мужа одна и хотела прибавки к пенсии. Детей у нее нет. С единственной сестрой несколько лет назад серьезно поссорились, поэтому никаких связей не поддерживают.
«Кто же меня может искать? У меня никого нет», — недоумевала женщина. Когда мы сказали кто, она так и не смогла вспомнить.
— Как вы оказались в Таджикистане?
Оказалось, что Рустам Мардонов, трудовой мигрант, который жил у нее дома с сыном и дочерью, привез ее в Таджикистан летом прошлого года погостить. Она приехала на месяц, поэтому теплые вещи с собой не взяла.
Мардонов отвез ее к себе домой – в Кубодиёнский район, познакомил с семьей. Когда бабушка попросила отвезти ее обратно, ей сказали, что сейчас кризис в Таджикистане и неспокойно, поэтому самолеты в Москву не летают. И она стала ждать.
Так прошел год. Вы не представляете удивление бабушки, когда она узнала, что ежедневно из Душанбе в Москву совершается по несколько рейсов в день.
По обрывочным рассказам женщины удалось выяснить, что перед тем, как приехать сюда, она подписала у нотариуса какие-то бумаги с ее квартирантом. Но какие именно бумаги, она не знает.
Когда мы спросили, насильно ли ее удерживают здесь, она испугалась и просила никому не рассказывать о том, как с ней поступают в семье.
Жена Рустама, с которой сейчас она временно проживает, называет ее полоумной старухой, кормят ее плохо, она нуждается в медицинской помощи, а лекарства у нее давно закончились.
— Когда я попросила купить мне лекарства, которые я принимала у себя дома, ведь у меня больные ноги, которые сильно отекают, или хотя бы купить мне теплые вещи, так как я мерзну, они мне сказали, чтобы я купила сама. А денег-то у меня нет, но хотя они говорят, что есть, — рассказала она.
Самым страшным для пожилой женщины была утеря паспорта. Оказывается, до последнего дня она носила паспорт у себя на теле, когда выходила на улицу, так как панически боялась, что у нее его украдут и она никогда не сможет вернуться домой.
Месяц назад паспорт с ней был, а теперь она его потеряла и не знает, что теперь будет делать. Мы пошли вместе с ней искать паспорт в ее вещах. Дома нас встретили настороженно.
Хозяевам пришлось солгать, что мы из миграционной службы и необходимо проверить паспорт гражданки Г.В. Мальковой. При беседе с женой и дочерью Рустама Мардонова выяснилось, что они этнические узбеки, проживающие в Кубодиёнском районе, а в Душанбе они временно, так как дочери Р.Мардонова здесь учатся.
Пока Галина Васильевна судорожно искала паспорт в трех пластиковых пакетах, где хранились ее личные вещи, Парвона, старшая дочь Рустама, пояснила, что в течение восьми лет ее отец знаком с этой женщиной и она сама напросилась к ним в гости, мол, отвезите меня в Таджикистан, я хочу побывать там.
— Я тоже жила у нее в квартире, так как работала в Москве, поэтому 12 августа прошлого года сама привезла бабулю рейсом Москва — Курган-Тюбе, — рассказала Парвона и стала уверять нас, что пожилая женщина сама не хочет уезжать отсюда и поэтому живет с ними.
— Так вы хотите вернуться домой или нет? – при хозяевах дома спросили Галину Васильевну.
— Как вам сказать?.. – замешкалась она, со страхом посмотрев на Парвону и ее мать. — Даже не знаю…
— Вот видите, не хочет! – констатировала Парвона. Мы ушли, чтобы не напугать женщин и успокоить саму Галину Васильевну, которая заметно волновалась.
На следующий день к женщинам пришли представители российского посольства и МВД республики. Галину Васильевну и Парвону отвезли в правоохранительные органы для выяснения всех обстоятельств. В посольстве РФ нам сообщили, что старушку они смогут разместить в православном храме, пока выяснят все обстоятельства и восстановят документы.
Но, как оказалось, старушка напрочь отказалась ехать в храм. В милиции Галина Васильевна рассказала почти то же самое, что и нам, но с одной оговоркой – «Я никуда не поеду, останусь у своих хозяев».
В посольстве пояснили, что насильно везти ее в церковь они не могут, поэтому она пока останется в семье Мардоновых.
Российское диппредставительство также сделает все соответствующие запросы в РФ, для того чтобы найти ее родных. Не исключено также, что квартира бабушки уже давно ей не принадлежит, но это будет уже выяснять посольство. Азия-Плюс