Скандальные поправки в ряд законодательных актов, регулирующих работу иностранных телеканалов в Казахстане, были все-таки подписаны президентом Назарбаевым. Есть мнение, что теперь российским каналам, как и любым другим иностранным, проще будет уйти с казахстанского рынка.
Сегодня в газете «Казахстанская правда» опубликован закон РК «Об информатизации», подписанный президентом Назарбаевым во вторник. В информационном сообщении пресс-служба Аккорды отметила, что также «президент подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации», направленный на реализацию Плана нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ и приведение законодательства страны в соответствие с новым законом.
Соответственно, все информагентства страны поспешили сообщить, что этот законопроект «отменяет мобильное рабство». Отчасти это верно, но я хотел бы сделать акцент на другой норме вновь принятого закона.
Напомню, что весной этого года была предпринята попытка принять законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Законопроект был очень хитрый, ибо в него включили массу изменений и дополнений в Кодекс республики об административных правонарушениях, в законы «О правах ребенка в РК», «О рекламе», «О телерадиовещании» и «О средствах массовой информации». Причем все эти поправки были включены без публичных обсуждений с профессиональными сообществами журналистов, кабельщиков и общественностью.
Например, до сегодняшнего дня в Казахстане действовал вполне либеральный закон «О телерадиовещании» в редакции от 18 января 2012 года. В нем прописывалась процедура постановки на учет иностранных телеканалов в специальном реестре Комитета связи, информатизации и информации МИР РК. После включения в реестр, иностранная телерадиокомпания могла спокойно распространять свой контент по кабельным сетям, заключив с казахстанскими операторами соответствующий договор.
Однако весной этого года была предпринята попытка дополнить закон «О телерадиовещании» новой статьей 18—1, которая кардинально меняла телекоммуникационный рынок республики в худшую сторону.
Законопроект получил одобрение мажилиса и сената, но затем был отправлен в Конституционный совет РК. Однако 18 мая КС РК принял постановление считать законопроект «не соответствующими Конституции Республики Казахстан», и это означало, что он «не может быть подписан и введен в действие».
Но бравые законодатели не успокоились и без всяких изменений внесли уже упомянутую ст.18—1 в закон «О телерадиовещании», но уже в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации».
В чем же суть этой поправки? Пункт 2 данной статьи предусматривает в обязательном порядке иностранной телерадиокомпании открывать в Казахстане свое представительство как юридическое лицо. Понятно, что большинству небольших российских, украинских и белорусских каналов нет смысла открывать представительство в РК. Охват абонентской базы у таких каналов невелик, рынок небольшой, поэтому размер доходов не позволяет им открывать и содержать представительства в Казахстане, платить зарплату его сотрудникам. Им проще прекратить свою деятельность в республике, так как овчинка выделки не стоит.
К слову, в настоящее время подавляющее большинство иностранных каналов не имеет никаких представительств в Казахстане, а заключает договора с казахстанскими операторами напрямую, либо с использованием посредников, которые распространяют контент на территории республики в основном через кабельные сети.
Но еще более неприятным является пункт третий ст.18—1. Он предусматривает, что любой иностранный телеканал, который так или иначе связан с государством (имеющий госпакет акций) или если этот телеканал аффилирован с лицами, которые имеют тесные связи с государственными структурами (например, НТВ, где основной владелец канала — «Газпром», то есть аффилированное с государством юридическое лицо), обязан отдать долю в 80% юридического лица, образованного в РК, казахстанской стороне. При этом редактором или директором такого юридического лица не могут быть иностранные граждане. То есть, юридическое лицо — казахстанское, руководители его — казахстанцы, а у творцов контента — иностранных телеканалов, останется только доля в таком юрлице в размере 20%.
Под эту редакцию закона попадают практически все телерадиокомпании РФ, так как все наиболее рейтинговые российские телеканалы имеют государственное участие. Не секрет, что «РенТВ», «РТР Планета», «НТВ-Мир», «Россия-24» и телесемейство Первого канала имеют госпакет, и, значит, будут вынуждены отдать 80% от своих доходов казахстанским представителям.
Но я сильно сомневаюсь в том, что генеральный директор ФГУП «ВГТРК» Олег Добродеев или генеральный директор ОАО «Первый канал» Константин Эрнст захотят быть в роли пасынков и добровольно отдадут казахстанским партнерам контроль над операционной и финансовой деятельностью своих каналов на территории Казахстана.
Также не совсем понятно, как эти новые нормы законодательства РК согласуются с Договором о Евразийском союзе. В частности, в п.1.ст.66 Договора говориться о том, что страны, входящие в ЕАЭС, «не будут вводить новые дискриминационные меры в отношении торговли услугами, учреждения и деятельности лиц других государств-членов», а также будут стремиться «к созданию и обеспечению функционирования единого рынка услуг». Но разве принятие этих законов — это не дискриминационные меры и отказ от единого информационного поля?
В завершении позволю себе краткое резюме. Вспомним закон № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», который вступит в силу с первого января 2016 года.
В нем изменена ст. 34 закона «О телерадиовещании» и запрещена любая реклама на иностранных телеканалах на территории Казахстана, что вынудит операторов кабельного телевидения отключить иностранные телеканалы. Теперь в довесок появилась статья 18—1 в тот же закон «О телерадиовещании», которая поставит окончательный крест на свободном распространении российских и белорусских телеканалов в Казахстане.