Как население Куляба реагирует на вывод российских военных?

На прошлой неделе в редакцию «АП» обратились жители Куляба, которые сообщили нам о том, что из их города выводят 149-й гвардейский мотострелковый полк 201-й российской военной базы (РВБ), расположенной в Таджикистане.

С прекращением функционирования этого полка в Кулябе городу, скорее всего, грозит закрытие единственной русскоязычной школы, которая находится на территории части. Этот факт, а также другие возможные последствия вывода российских военных не на шутку беспокоят все население.

Чтобы пообщаться с жителями этого города, корреспондент «АП» выехал в Куляб.

«УВЕДОМЛЯЕМ Вас о том, что в связи с директивой ЦВО (Центральный военный округ, – прим. ред.) от 15 октября 2015 года исх. №11/20/1/488 предупреждаем Вас о предстоящей передислокации войсковой части из населенного пункта город Куляб Республики Таджикистан в другой населенный пункт, расположенный на полигоне Ляур в Республике Таджикистан. Данная передислокация войсковой части произойдет по истечении двух месяцев со дня вручения Вам настоящего уведомления», — говорится в уведомлении, которое получили на руки жители Куляба, имеющие отношение к функционированию войсковой части 201-й РВБ.

Этот документ всколыхнул все население Куляба, потому что российская воинская часть, расположенная в этом городе, за долгие годы обросла тесными связями с местным населением, и, как выяснилось, рвать их жители не хотят.

«Мы переживаем второй развал Советского Союза»

РОДИТЕЛИ и учителя школы №7, расположенной на территории российской войсковой части в Кулябе, встретили нас в городском сквере. Эта школа единственная в Кулябе, в которой все занятия ведутся на русском языке, в соответствии с российской программой образования. После того как гражданский персонал войсковой российской части в Кулябе получил уведомления о том, что соединение будет передислоцировано, поползли слухи о закрытии школы №7.

«О том, что российскую войсковую часть выведут и школу закроют, говорили уже давно, — рассказывает отец двоих учеников школы №7 Дильшод Саидов. — Потом слухи стихли, нам сказали, что школа будет работать в обычном режиме как минимум до 2017 года, но с середины октября стало известно, что российские военные будут передислоцированы в другой регион, и мы поняли, что школу будут закрывать».

Никаких официальных уведомлений относительно прекращения функционирования школы ее руководство пока не получало. Но, несмотря на это, родительский комитет уже направил 14 писем на имена высокопоставленных российских представителей с просьбой оставить в Кулябе школу №7, даже если войсковую часть выведут.

«Мы написали письма на имя Владимира Путина, Валентины Матвиенко, даже на имя патриарха Кирилла мы направили письмо, — рассказывает мать семиклассника Судоба Наимова. – Ведь все они говорят о том, что русский язык нужно распространять, сохранять. А если нашу школу закроют, город потеряет достойную базу для изучения русского языка, а для учеников школы ее закрытие – это настоящая трагедия».

Трагичность ситуации заключается в том, что в Кулябе кроме школы №7 есть еще только одна школа — №1, — где есть русские классы (наряду с теми, где обучение ведется на государственном языке). Все они полностью укомплектованы, и если сейчас школу №7 закроют, то перейти в эти классы ученики не смогут, для них просто нет мест. Причем из 175 учеников школы №7 дети военнослужащих – это порядка 40 человек, все остальные места занимают дети местного гражданского населения. Учителя, работающие в школе, также местные.

«В нашей школе учатся дети гражданского персонала части, дети военных пенсионеров, дети российских соотечественников, да и просто все те, кто хочет учиться на русском языке, — говорит отец учениц 8-го и 11-го класса Абдулло Джаборов. – Если дети военнослужащих уедут из города со своими родителями и руководство базы решит их вопрос со школой, то куда идти обычным людям? Они ведь не смогут сейчас переехать в Душанбе, чтобы продолжить учебу. Знаете, мы сейчас как будто переживаем второй развал Советского Союза, такая же неопределенность».

По словам родителей, сложнее всего придется ученикам 11-х классов, т.к. они полноценно готовились к ЕГЭ, хотели поступать в российские вузы, и закрытие школы — угроза их планам.

«Душа за детей болит, ведь в случае закрытия школы им просто негде будет учиться, — говорит завуч школы Наталья Федюнина. — Хотя бы дали им доучиться до конца учебного года, чтобы во время каникул родители нашли им подходящие места. В середине учебного года, когда все классы уже укомплектованы, куда они пойдут? И самое обидное, что наши ученики – большие умницы, постоянно участвуют в олимпиадах, после окончания школы поступают в престижные вузы, и каждый надеялся, что после школы с хорошим аттестатом сможет продолжить учебу».

Родители наперебой рассказывают нам о достоинствах школы №7, о том, что для детей здесь организованы различные кружки, учителя проводят дополнительные занятия; каждый класс этой школы оснащен мультимедийными материалами, и школа не испытывает нехватку преподавателей.

«Наши дети сейчас ходят как в воду опущенные, они расстроены не меньше, чем сами родители и учителя, — говорит родительница Аниса Ишкулова. — Они же проводили в школе все свое время, учителя всегда находили, чем их занять, и теперь они всего этого лишатся. Почему они должны страдать?»

«Войсковая часть для Куляба – это как завод»

ВОПРОС о выводе воинских частей 201-й РВБ в РТ затронут в Соглашении об условиях пребывания на территории РТ 201-й российской военной базы, подписанном 5 октября 2012 года в Душанбе. Так, в статье 5 этого документа отмечено: «Стороны рассмотрят вопрос о выводе воинских формирований российской военной базы за пределы административно-территориальных границ городов Курган-Тюбе и Куляб Хатлонской области Республики Таджикистан в течение 5 лет». Похоже, этот вопрос рассмотрен. Официально говорить на эту тему ни в таджикском Министерстве обороны, ни в руководстве 201-й РВБ, куда мы обращались за комментариями, пока не готовы. Впрочем, вскользь этот вопрос поднимался на мероприятиях, посвященных 70-летию пребывания 201-й РВБ на территории РТ. Тогда на вопрос журналистов о планируемом выводе воинских формирований из Куляба и Курган-Тюбе представители базы ответили утвердительно, хотя сроки не обозначили.

Согласно уведомлениям, которые получил гражданский персонал части 201-й РВБ в Кулябе, воинское формирование покинет этот город через два месяца. Отсчет пошел с 15 октября.

Население Куляба к такому повороту событий оказалось не готово, т.к. кроме возможного закрытия школы №7 есть и другие последствия вывода воинского формирования из Куляба, которые беспокоят местное население.

«Сейчас весь Куляб только об этом и говорит, — рассказывает редактор русскоязычной газеты «Кулябская правда» Рустам Одинаев. — Все жители расстроены. Понимаете, у нас в городе нет работающих предприятий, и войсковая часть 201-й РВБ для местного населения – это как завод, который кормит людей».

В этой воинской части трудится около 400 человек из числа местного населения Куляба; учитывая то, что каждая семья – это минимум четыре человека, т.е. для более тысячи кулябцев и жителей районов этой зоны постоянный доход в части 201-й РВБ имеет большое значение. Кроме того, на часть работают местные кафе, рынки, магазины, таксисты и арендодатели квартир. Например, стоимость аренды жилья в Кулябе сейчас составляет от $150 до $300, местные жители уверены, что с уходом военнослужащих РФ сдать квартиры за такую сумму они уже не смогут – некому.

Кроме того, Р. Одинаев обращает внимание на фактор безопасности.

«От Куляба до границы с Афганистаном всего 40 км, — говорит он. — Там сейчас не пойми что происходит, и, естественно, население города спокойнее себя чувствует, когда рядом с нами дополнительные военные силы. Мы все очень хорошо помним, как военнослужащие из этой части в годы гражданского противостояния выезжали на границу – выстраивали броневое прикрытие, и в те трудные годы мы надеялись только на них».

Что касается возможного закрытия школы №7, то, по мнению Р.Одинаева, эту школу необходимо не только сохранить, но и расширить.

«Часто говорят о том, что русскоязычная школа в Кулябе не нужна, т.к. здесь толком не осталось русскоязычного населения, — говорит он. — Но это в корне не верно. Остались те, кто хочет учиться на русском языке, независимо от национальности. Тем более, уровень образования в этой школе, пожалуй, на порядок выше, чем даже во многих столичных учреждениях. Это престижная школа, куда стремились многие. Зачем терять то, что строилось годами? Зачем сокращать среду русского языка?»

О том, насколько среда русского языка сократилась в Кулябе за последние годы, говорит проректор по науке и инновациям Кулябского государственного университета Шарофат Худойдодова

«Судите сами: сейчас на одном курсе факультета русской филологии учится 12-13 студентов, а раньше было порядка трехсот человек, — говорит она. – Я закончила русскую филологию в 1989 году, так вот на моем курсе было девять групп, сейчас на втором курсе русской филологии мы даже не открыли заочное отделение, потому что не набрали студентов. Кстати, на курсе английской филологии учится 120 человек».

«Нам эта школа нужна»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ветеранов ВОВ и труда по Кулябской зоне районов, бывший председатель Кулябского исполкома, бывший первый секретарь горкома партии Куляба, полковник запаса, ветеран ВОВ Мирзо Бегматов был свидетелем еще тех времен, когда на территории войскового формирования 201-й РВБ базировалась кавалерийская часть.

«Мы еще были пацанами и смотрели через забор на кавалеристов, это было в 30-х годах, — рассказывает он. — Даже не верится, что российских военных скоро здесь не будет, сколько было вместе пережито, и вот теперь расстаемся».

— Мирзо Бегматович, но ведь, судя по сообщениям СМИ, у местного населения было немало претензий, например, к поведению военнослужащих РФ на территории Куляба.

— Но это не значит, что местное население хотело их вывода из города. Все произошедшие инциденты – это бытовые случаи; мы же не сталкивались с целенаправленными действиями российских военных против представителей титульной нации. Тем более, эта войсковая часть настолько вросла в будничную жизнь Куляба, что трудно представить, как мы будем жить без нее.

— Что вас беспокоит прежде всего в связи с передислокацией части?

— Вопросы безопасности, конечно; в Афганистане сейчас обстановка неважная, и поддержка нам нужна. Кроме того, не могу не переживать за школу №7. Если нельзя остановить вывод российской войсковой части, то необходимо оставить хотя бы эту школу. Школа очень хорошая, я не понаслышке об этом знаю, у меня там внук учился. Много сил было вложено в то, чтобы качество образования в ней было действительно высокого уровня, нам эта школа нужна. Asia-Plus

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.