«Казарма» для учителей

Согласно официальному распоряжению правительства, с 11 ноября во всех госучреждениях, в особенности в общеобразовательных школах республики, на неопределенное время введены ночные дежурства. С чем связано такое решение, попытались разобраться корреспонденты «АП».

«Любимый город может спать спокойно…»

НЕСКОЛЬКО директоров и преподавателей образовательных учреждений столицы и близлежащих районов республики подтвердили, что они получили телефонограмму из Министерства образования и науки республики о том, что с 11 ноября 2015 года должны ввести ночные дежурства в своих учебных заведениях.

Сотрудники некоторых госучреждений тоже сообщили, что получили срочную правительственную телефонограмму за № 24\10-33 от 10.11.2015, подписанную руководителем аппарата президента страны Бахтиёром Худоёрзода, о том, что в зданиях, где они работают, с 11 по 13 ноября должны быть введены ночные дежурства.

«Скорее всего, это связано с усилением безопасности во время отсутствия президента страны в связи с его визитом в Пакистан, — сказал один из чиновников на правах анонимности, — потому что раньше таких указаний «сверху» не было. Вернее, дежурства в госучреждениях были, но не так усиленно, причем в ночное время, как сейчас».

О том, что такое распоряжение поступило из правительства, подтвердили в самом Министерстве  образования и науки. «Это указание не самого министерства, а правительства Таджикистана, и связано оно с безопасностью во всех образовательных учреждениях страны – вузах, техникумах, колледжах, особенно в общеобразовательных школах, — сказал источник. — Такие дежурства установлены всего на несколько дней». По его словам, ночное дежурство введено и в самом министерстве.

В учебных заведениях разработаны специальные графики дежурств, согласно которым от 2 до 4 преподавателей должны охранять здания своих школ. Если учитывать, что в общеобразовательных учреждениях страны в основном работают женщины, то такие дежурства наверняка не дадут никакого положительного результата, так как что может сделать слабая женщина, если, не дай бог, на школу кто-то нападет или случится еще что-то подобное?

«Я не могу дежурить даже до конца рабочего дня, то есть до пяти часов, — рассказывает Умеда, одна из педагогов. — У меня очень ревнивый муж, маленькие дети, и если я, не дай Бог, опоздаю после двух часов дня, когда заканчиваю свои уроки, то скандал дома уже обеспечен! Поэтому такие сезонные дежурства в школе для меня – дополнительная обуза».

Как рассказал директор одной из столичных школ, у них в школе всего два преподавателя мужского пола, поэтому решено, что они будут нести ночные дежурства каждый день. «Благо один из них временно проживает на территории школы, поэтому следить за безопасностью в нашем учреждении для него не в тягость», — говорит директор и при этом добавляет, что вся женская половина педагогического коллектива дежурит по очереди в течение рабочего дня.

Многие учителя также считают, что подобные дежурства — это дополнительная психологическая нагрузка, потому что после основного преподавания они еще на несколько часов должны оставаться в школе, при этом сохраняя бдительность, «как бы чего не случилось».

Преподаватель одной из школ Хаким Сатторов рассказал радио «Озоди», что дежурным указано во время дежурства не спать и все время проверять школьную территорию, а при виде какого-нибудь подозрительного человека сразу сообщать милиции.

Кстати. На основании Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом», Уголовного кодекса РФ, постановления правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» и распоряжения Министерства образования и науки РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях» во всех дошкольных и школьных учреждениях России издаются приказы «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей», которые регулируют организацию общественной безопасности и защиту детей от терроризма.

В целях пожарной безопасности

ВМЕСТЕ с тем начальник Управления образования города Душанбе Хамидулло Факиров отмечает, что ночные дежурства в школах – это не новшество, а меры, которые действуют последние несколько лет с наступлением холодов.

«В основном ночное дежурство вводится с ноября с целью обеспечения безопасности в школах. Зимой происходят перепады с электричеством, и таким образом дежурный может проследить за состоянием противопожарной безопасности», — отмечает Факиров.

В настоящее время из 140 столичных школ менее половины обеспечены централизованным отоплением, получая тепло от городской теплоцентрали. Некоторые столичные школы обогреваются с наступлением холодов самостоятельно, проведя автономное паровое отопление. К тому же каждая школа на «крайний» случай хранит запасы угля, дров, дизельного топлива и чугунных печек. Обычно, когда нет электроэнергии, в школах включают генераторы.

Хотя в столице, как правило, проблемы с подачей электроэнергии случаются куда реже.  Ночные дежурства особенно актуальны для сельских школ республики. Попав под режим лимитированной подачи электричества и оставшись без тепла, многие школы вынуждены прибегать к различным формам обогрева классных помещений, особенно при помощи угля и дров.

Как рассказал один из преподавателей района Рудаки, такие меры безопасности очень эффективны, так как в случае оставленных без присмотра в школьных помещениях электроприборов дежурные могут вовремя предотвратить пожар.

«Сегодня во многих обесточенных школах установлены дежурства педагогов, которые во время подачи света (5 утра) пытаются обогреть классные помещения электроотопительными приборами к началу занятий – 8 утра», — говорит он и в то же время отмечает, что самим преподавателям трудно дежурить ночью в холодном помещении школы.

Между тем пожарная безопасность во многих школах, которые расположены в районах с энерголимитом, оставляет желать лучшего. В большинстве посещенных образовательных учреждений в той или иной мере имеют место нарушения правил электробезопасности и пожарной безопасности: отсутствуют первичные средства пожаротушения — огнетушители, пожарные стволы, рукава, краны, брандспойты, не установлена пожарная автоматика, захламлены помещения и запасные входы. В отдельных образовательных учреждениях отсутствуют планы эвакуации обучающихся при пожаре и т.д.

В 2013 году ночью сгорело общежитие школы-интерната в джамоате Саричашма Шурабадского района Хатлонской области. По сообщению противопожарной службы МВД Таджикистана, площадь возгорания составила свыше 800 кв. метров, а из горящего здания было эвакуировано более 60 сирот. К счастью, никто не пострадал.

А в апреле прошлого года в Кубодиёнском районе Хатлонской области сгорел основной учебный корпус общеобразовательной школы №31. По словам очевидцев, инцидент произошел в 16 часов дня. Огнем было уничтожено 18 учебных кабинетов, 2 рабочих кабинета. Причиной пожара стало короткое замыкание линии электропередачи.

Согласно ежегодному докладу госдепа США, опубликованному в июне этого года, Таджикистан продолжает реализовывать антитеррористическую стратегию, однако дефицит финансовых средств, коррупция, недостаточная подготовка сил безопасности стали причиной ослабления властей Таджикистана в выявлении и задержании террористов.

Вопросы обеспечения безопасных условий для обучающихся ежегодно рассматриваются на заседаниях коллегий Минобрнауки, принимаются конкретные решения по улучшению этой работы. Издаются приказы, распоряжения, инструктивные письма и т.п. Ежегодно согласно приказам органов управления образованием проводится проверка и приемка образовательных учреждений к началу учебного года.

Вместе с тем организация работы органов управления образованием и образовательных учреждений по созданию безопасных условий жизнедеятельности обучающихся не в полной мере отвечает современным требованиям. А надо бы, так как от безопасности детей зависит безопасность будущего нашего государства. Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.