На примере не самого дорогого автомобиля мы решили рассчитать, сколько стоит его годовая эксплуатация. В качестве объекта исследования берем компактный автомобиль класса «эконом» (содержание машин другого класса или внедорожников обойдется намного дороже).
Корм для «железного коня»
ОСНОВНАЯ статья расходов на авто — это топливо. Трата бензина или дизтоплива у всех машин разная, как и пробег и аппетиты. Возьмем за точку отсчета средние показатели. Так, автомобиль с расходом 10 литров бензина АИ-92 на 100 км обходится в 54 сомони; если за год авто пробегает около 10 тысяч км, получается- 5,4 тысячисомони.
Масло и прочие жидкости. Возьмем среднюю стоимость замены масла в двигателе(вместе с масляным фильтром)– 70 сомони. Масло меняется примерно два раза в год. Плюс замена масла в коробке, которая происходит примерно раз в три года и обходится как минимум в 60 сомони, то есть 20 сомони в год. Итого 160 сомони в год.
Немаловажна и замена топливного и воздушного фильтрующих компонентов, на рынке они стоят от 20 до 70 сомони. Предположим, на эту статью среднестатистический владелец в год тратит 50 сомони.
Уздечки, стремена и прочие доспехи
ЧТОБЫ обуздать «железного коня», автомобилистам придется потратиться и на различные расходные материалы. Это ремни приводов газораспределительного механизма (ГРМ), насоса гидроусилителя руля (ГУР), генератора и т.д.Все эти детали меняются в зависимости от пробега и срока эксплуатации. Накинем в среднем 30 сомони на замену одного из них. Самый дорогой — это ремень ГРМ, другие ремни дешевле. Аккумулятор меняется примерно один раз в три года. В среднем он стоит 500 сомони. Делим на три, выходит 166 сомони.
Свечи зажигания меняются раз в год. Стоит эта замена 40 сомони. Раз в два года меняются антифриз и тормозная жидкость. По 15-20 сомони за каждую. Итого по 256 сомони в год.
Амортизационные стойки меняются раз в три года, и четыре штуки стоят около 150 сомони. Не нужно забывать и о резине. Если каждые три года покупать по комплекту новых «калош» + запаски, то выйдет около 2,5 тысячсомони. Поделив эту сумму на три, получим 833 сомони. Плюс 3 сомони за подкачку четырех колес раз в месяц, в год — 36 сомони. Итого 869 сомони.
Пару раз в год делаем сход-развал, стоимостью 50 сомони для легковушки. Мойка машины раз в месяц (кузов + салон) — около 30 сомони. Умножаем на 12 месяцев, выходит 360 сомони в год. Итого в год 460 сомони.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев легковушки обходится в 198 сомони, плюс транспортный налог порядка 300 сомони – отдаем еще 500 сомони.
Штрафы и честный ТО
ДАЖЕ если вы самый аккуратный водитель на свете, вы все равно не застрахованы от нарушений ПДД и штрафов за них. Во сколько обойдется вам это, сказать очень сложно. Возьмем три самых частых нарушения на дорогах: непристегнутый ремень безопасности — 40 сомони, звонок по мобильному телефону во время движения- 120 сомони и превышение скорости на 15 км/ч — 80 сомони. Итого 240 сомони.
Услуги ежегодного технического обслуживания, проведение честной инструментальной диагностики и уплата сборов ГАИ составит 188 сомони. Нечестный «ТО» стоит немного дороже.
Допустим,среднестатистический автолюбитель в зависимости от «везения» совершает по своей вине ДТП примерно один раз в 2-3 года, и если взять стоимость мелкого ремонта своей машины, который, соответственно, не оплачивает страховая компания, то на автоаварии придется отложить еще около тысячисомони в год.
Магнитолы, салонные чехлы, полировка кузова и прочее обойдется в районе трех тысяч сомони.
1 км — 1 сомони 10 дирамов
СЛОЖИВ все цифры, мы получили в итоге 12 тысяч 123 сомони. Эта сумма, конечно, примерная; мы не учли расходы на тормозные колодки, жидкость в ГУР, ремонт ходовой части из-за разбитых дорог или, скажем, непредвиденные расходы, вызванные общением с сотрудниками ГАИ.
Так, при среднем пробеге средней легковушки в 10 тыс. км в год выходит, что проезд одного километра дороги обойдется в среднем в 1 сомони 10 дирамов.
Более точную цифру каждый может рассчитать в зависимости от своих реалий. Подведенный итог годовых расходов в сумму около $1,8 тыс. напомнилшутку «Автомобиль — не роскошь, роскошь — это средства на его передвижение». Asia-Plus