Недавние сражения в афганской провинции Кундуз в общем и целом создают предпосылки для такой ситуации, когда американские бомбы могут полететь на территорию Таджикистана. Для талибов контроль над Кундузом всегда имел большое стратегическое значение. Владение этой провинцией позволяло талибам пополнять свои отряды новобранцами, заготавливать продовольствие, а также маневрировать отрядами для наступления на Мазари-Шариф, на Баглан, Пули Хумри и Кабул, держать под контролем Бадахшан. Для прорыва в страны Центральной Азии провинция Кундуз также является наиболее удобным плацдармом, тем более что американцы построили автомобильный мост через Пяндж в районе Шерхан Бандара. В 2001 году талибы удерживали Кундуз до последнего, а теперь, накопив силы, попробовали его захватить снова. Сражение за Кундуз в конце сентября 2015 года — это первая за много лет операция, в которой талибы бросили в бой крупные отряды и попытались овладеть крупным городом.
Думается, что это не последняя попытка талибов захватить Кундуз, и при определенных условиях у них это может получиться. Здесь в дело вступает фактор американской политики. Как известно, спецслужбы США были прародителями практически всех группировок, ныне действующих под флагами «Талибана» или «Исламского государства» (более известного как ИГИЛ). События в Сирии после начала российских бомбовых ударов по объектам ИГИЛ показали, что для Вашингтона более выгодно существование ИГИЛ, чем его военное поражение и ликвидация; недаром они пытались прекратить российские бомбардировки. То же самое можно сказать и об Афганистане. Несмотря на длительное пребывание войск НАТО в стране, их огромное военное превосходство, большие политические возможности США, с «Талибаном» не было покончено как с организованной военной силой. И это притом что миссия в Афганистане шла под лозунгом именно борьбы с терроризмом. Скорее всего, американскому руководству «Талибан» был нужен в Афганистане больше живым, чем мертвым.
Зависимая боеспособность афганской армии
США, как главный донор Афганистана, финансирующий и афганскую национальную армию, легко могут создать предпосылки для победы талибов в Кундузе. Для этого достаточно просто резко сократить финансирование афганской армии. Уже через несколько недель она в значительной степени потеряет боеспособность из-за нехватки продовольствия, топлива и боеприпасов, и тогда талибы могут идти вперед, не встречая особого сопротивления. Помимо этого возможна и прямая помощь талибам. В последние несколько месяцев появилось много сообщений о том, что некие вертолеты без опознавательных знаков перевозят талибов с юга страны на север, вывозят раненых и доставляют грузы. Причем полеты выполняются в ночное время, когда афганская авиация не летает (для ночных полетов нужны приборы и специальная подготовка летчиков). С этими загадочными ночными полетами афганские наблюдатели связывают появление боевиков там, где их никогда не было в большом числе, например в провинции Фарьяб на границе с Туркменистаном, ранее спокойном месте.
Таким образом, американцы сейчас имеют ключи к изменению стратегического положения в Афганистане, и им по силам подвести талибов к победе на севере страны, а дальше направить их боевую активность на север, в сторону стран Центральной Азии. Это может, например, проходить примерно по следующему сценарию.
Возможный сценарий
Пункт первый. Талибы берут Кундуз, а потом, при содействии загадочных вертолетов без опознавательных знаков, концентрируются в приграничном с Таджикистаном районе. Одновременно невесть откуда в рядах талибов появляются специалисты по разведке и диверсиям, которые прощупывают таджикскую границу в поисках слабых мест для подготовки вторжения. Примерно так, как это делается на туркмено-афганской границе.
Пункт второй. Переброска талибских диверсионных групп и прорыв более крупных отрядов на нескольких участках границы, которые завязывают бои сразу в нескольких местах, чтобы распылить силы таджикских пограничников и армии.
Пункт третий. Американцы внезапно предлагают помощь авиаударами для подавления вторгнувшихся боевиков, но при этом удары приходятся не по боевикам, а либо по подразделениям таджикской армии, либо вообще по гражданским объектам. Впрочем, такие удары могут быть даже и без предложения, явочным порядком.
Собственно, это «ливийский сценарий», немного адаптированный к условиям Таджикистана. Это может потребоваться американцам в свете событий в Сирии. Если там военные успехи российской авиации и сирийской армии зайдут слишком далеко и будет реальная угроза поражения исламистов, а также если союз между Россией и Ираном будет укрепляться, то нужно будет создать «горячую точку» для отвлечения внимания России от Ближнего Востока. Центральная Азия, и особенно Таджикистан, как зона ответственности ОДКБ, для этого подходит лучше всего. Россия не сможет не вмешаться в случае угрозы для Таджикистана извне.
«Ошибочные» атаки
Тут может возникнуть вопрос: решатся ли американцы бомбить Таджикистан в случае прорыва талибов? Почему нет? В длинной истории войн не раз бывали случаи, когда американская авиация перелетала границу и бомбила территорию сопредельного государства. Один из первых таких примеров был во время Корейской войны, когда 8 октября 1950 года американская авиация вторглась в воздушное пространство СССР и атаковала военный аэродром Сухая Речка. Американцы в ответной ноте назвали эту атаку последствием навигационной ошибки. Далее, во время Вьетнамской войны американская авиация утюжила ковровыми бомбардировками территории сопредельных стран — Лаоса и Камбоджи — в попытках уничтожить «Тропу Хо Ши Мина».
Из более свежих примеров можно назвать авиационные удары по Сирии, которые начались в сентябре 2014 года без санкции Совета Безопасности ООН и согласия правительства Сирии, а также авиаудары, которые американцы выполняли с территории Афганистана по территории Пакистана с 2004 года, причем применялись крылатые ракеты и штурмовые беспилотные летательные аппараты. Поводом для них были атаки талибов на автоколонны, перевозившие грузы и топливо для американских войск в Афганистане, но эти авиаудары вылились в широкомасштабные операции по всей Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. Делалось это силами ЦРУ и без согласования с пакистанскими военными. В январе 2012 года президент США Барак Обама в своем выступлении признал факт нанесения этих ударов и даже оправдался тем, что они наносятся по территории, где все равно пакистанские федеральные законы не действуют, и что суверенитет страны они не нарушают. Хотя ракеты и беспилотники заявлялись как высокоточное оружие, тем не менее от этих ударов погибло, по разным оценкам, от 2,5 до 3,3 тысячи человек, из которых 880 были гражданскими лицами.
Еще по опыту Второй мировой войны известно, что воздушные бомбардировки вовсе не ведут к деморализации населения, подвергающегося нападению. Более того, воздушные налеты лишь сплачивают гражданское население вокруг военных властей, которые способны им оказать хоть какую-то помощь. Это было видно в Германии, где по мере усиления бомбардировок участие населения в военных мероприятиях лишь усиливалось. Так что воздушные удары, среди которых большая доля «ошибочных» ударов по гражданским объектам, могут выступать как средство косвенной помощи тем же талибам. Несколько таких демонстративно «ошибочных» ударов по школам, больницам, детским садам, жилым кварталам, рынкам ведет к возникновению у населения ненависти к американцам и, как следствие, ко всем, кто воюет в союзе с ними. Это обстоятельство толкает часть гражданского населения на сторону боевиков. В Афганистане это наблюдалось многократно, поскольку американская авиация регулярно наносила авиаудары по населенным пунктам, по рынкам, однажды разбомбила свадебный кортеж, и всякий раз это вызывало шквал негодования и всплеск антиамериканской ненависти, которая была только на руку талибам, заявлявшим, что они ведут борьбу за изгнание иностранных войск.
Раньше предполагалось, что американцы бомбят мирное население по ошибке, но недавний воздушный налет на госпиталь «Врачей без границ» в Кундузе 3 октября 2015 года показал, что это не так. Вертолет обстреливал больницу ночью, пользуясь приборами ночного видения и позиционирования, сделав несколько заходов. Тут или безответственность американского командования, предоставляющего слишком большую свободу летчикам, которые и приняли решение атаковать подозрительно выглядящее скопление людей, или тут отдача заведомо преступного приказа атаковать госпиталь. Министр обороны Афганистана Масум Станикзай, заявивший, что в госпитале были талибы, в известной степени это подтвердил. Результаты нападения были таковы, что повергли в шок даже повидавших всякого сотрудников «Врачей без границ», которые закрыли госпиталь и прекратили работу в стране. Нетрудно себе представить, какое влияние это оказало на местное население города и провинции Кундуз.
Не пускать в свое небо американскую авиацию
Эти факты показывают, что США вполне могут бомбить Таджикистан в случае прорыва талибов, и для них вовсе не является препятствием ни отсутствие разрешения Совета Безопасности ООН, согласия правительства Таджикистана, ни даже отсутствие уведомления. В ответ на вопросы они легко изобретут какую-нибудь отговорку типа «законы там все равно не действуют» или «мы же боремся с террористами». А в ответ на удары по гражданским лицам или таджикским военным они дежурно скажут, что, мол, это следствие ошибки пилота и ведется расследование. Так американское командование заявило после налета на госпиталь в Кундузе.
Итак, вот такой сценарий, обкатанный на Ближнем Востоке, вполне может быть использован для дестабилизации обстановки в Центральной Азии и содействия прорыву талибов в Таджикистан. Но этот сценарий можно заблокировать, усилив радиолокационный контроль над приграничным воздушным пространством, усилив противовоздушную оборону, а также заявив, что правительство Таджикистана в любой ситуации категорически против каких-либо действий американской авиации в воздушном пространстве республики. В небе Таджикистана могут летать и кого-то бомбить только ВВС Таджикистана или ВВС стран ОДКБ, на основании принятого установленным порядком решения. Любые другие неопознанные летательные аппараты воспринимаются как враждебные и будут сбиваться. Опыт многочисленных войн показывает, что нельзя в свое небо допускать американскую авиацию, даже если она предлагает помощь.
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ, обозреватель, специально для Asia-Plus