Герой нашего повествования — почетный железнодорожник Таджикистана Александр СТРУНАЕВ хотя родился за год до исторического прибытия поезда, но ему пришлось работать на поездах этой серии. Позднее он привел в Душанбе первый тепловоз и даже доставил первый агрегат Нурекской ГЭС.
В ТОМ далеком 29-м таджикскими кинематографистами был снят первый хроникально-документальный фильм по примеру братьев Люмьер о прибытии в Душанбе поезда из узбекского Термеза. Его привели в столицу молодой республики машинист Н.Ярко и начальник строительства магистрали В.Д. Карамов. Их имена вписаны золотыми буквами в Книгу Славы Таджикской железной дороги.
В память о той значимой дате в столичном парке «Железнодорожник» установлен паровоз серии ЭУ. Кроме даты прибытия первого поезда и технических параметров паровоза на нем указаны фамилии пяти машинистов, которые работали на паровозах этой серии.
Один из легендарной пятерки
«АП» удалось найти одного из них — ветерана-машиниста Александра Струнаева, который посвятил железной дороге полвека.
С 1942 года до самого выхода на пенсию Александр Николаевич проработал на железной дороге Душанбинской дистанции пути. Жизненная активность и большой запас энергии человека, так много пережившего на своём веку, никого не оставляют равнодушными.
По словам А. Струнаева, исторический паровоз серии Эу-733-24, установленный в парке, был построен в 1929 году и долго служил людям верой и правдой. Потом был списан по старости, но в 1999 году решением руководства Душанбинского локомотивного депо в честь 70-й годовщины прибытия первого паровоза в Сталинабад он был установлен на территории столичного парка «Железнодорожник».
— Это наиболее удачный грузовой паровоз дореволюционного производства и один из самых надёжных в мире, — рассказывает ветеран. — Выпускался с 1912 по 1957 год. Для таджикских тружеников стальных магистралей началась новая эпоха развития в составе управления Среднеазиатской железной дороги в качестве Сталинабадского (ныне Душанбинского) отделения. В советский период были проложены многочисленные железнодорожные линии, которые оснащались новыми техническими средствами.
Александр Струнаев родился в 1928 году в Нижнем Новгороде. Он бережно хранит альбом с пожелтевшими фотографиями, запечатлевшими его военное детство.
— В 1939 году из Бухары, куда отец был направлен на службу, мы с семьей переехали в Таджикистан, — вспоминает собеседник. — Но в том же году его не стало. Мы с мамой остались одни. В те годы было очень тяжело. Понимаете, мать два раза родила двойняшек. Я как раз из числа двойняшек. Но, к сожалению, все остальные дети умерли еще в младенчестве. Из детей я был самым младшим и живучим (смеется). В свои тринадцать гонять бы Сашке голубей по крышам, но шел 1942 год, и было не до этого. Будучи пацанами, мы видели, как старшие, возвращаясь с работы, засыпали прямо за обеденным столом. Жизненная необходимость заставила сотни тысяч мальчишек и девчонок позабыть о детстве. И мне в их числе пришлось засучить рукава и пойти в ученики мастера по ремонту паровозов в Душанбинском отделении САЗ ЖД (Среднеазиатская железная дорога, — ред.). Так 15 июля 1942 года в моей трудовой книжке появилась первая запись: «Принят на работу». Сегодня с особой гордостью мы вправе заявлять, что и железнодорожники-таджикистанцы — кто с оружием в руках, кто своим самоотверженным трудом — внесли свой вклад в разгром фашистов. До середины войны, до 1943 года, например, в таджикском отделении САЗ ЖД работали на многих основных участках военные, и только после первого выпуска нашего железнодорожного училища в 43-м стали набирать гражданских. В 1946-м меня перевели в помощники машиниста, а в 1951 году я стал уже машинистом паровоза. Тогда до станции Денау я работал на грузоперевозках на той самой исторической «эмке». На паровозах этой марки кроме меня работали еще четверо, кстати, они указаны на том памятнике: Герой Соцтруда Сами Хусаинов, Алексей Медведев, Хомид Адылов, Каюм Фузайлов; к сожалению, их уже нет с нами.
5 млн километров за полвека
— В 1960 году меня направили на курсы машинистов паровозов Ташкентской дорожно-технической школы. Спустя два года, в 62-м, мне и покойному Николаю Карачеву посчастливилось вести до станции Душанбе-1 первый тепловоз Т-2 №069 с пассажирским поездом. Кстати, в 1971 году мне было поручено от станции Душанбе довезти до станции Янгибазар первый агрегат Нурекской ГЭС. После этого на следующий день меня вызвали к начальству депо. На селекторном совещании министр путей сообщения СССР Иван Павловский объявил благодарность. Нам тогда с помощником еще и выплатили премию в размере одного оклада. Позднее я стал машинистом второго, а затем и первого класса и уже работал на пассажирских перевозках. За 50 лет работы я сэкономил 528 тонн топлива, об этом даже был стенд на ВДНХ, а всего я наездил за полвека машинистом 5 млн км. В разное время моя работа поощрялась руководством. Так, я стал обладателем званий: «Заслуженный работник транспорта РТ», «Лучший машинист по САЗ ЖД» (дважды), «Мастер вождения поездов» (1986). Награжден медалями и специальными знаками ЖД.
Александр Струнаев так и остался жить в Душанбе. Здесь у него появилась семья, дети, внуки.
— Сейчас мои дети, к сожалению, живут не в Таджикистане, — рассказывает он. — Они уехали еще в 1993 году. Мы с супругой остались в Душанбе. Жена 49 лет проработала врачом в амбулатории ТЖД. Дочь Ирина тоже стала медиком. Она закончила Таджикский мединститут, затем аспирантуру, сейчас живет в г.Крымске. Сын Владимир пошел по моим стопам. Он тоже транспортник-путеец, только он осваивал воздушные пути. Долгое время он работал здесь пилотом. Потом работал на российских авиалиниях, последнее время был инструктором-пилотом, сейчас на пенсии и живет в Ульяновске. Я горжусь своими детьми.
«Здесь я — свой»
МЫ хотели было уже прощаться, но ветеран, по-восточному угощая нас зеленым чаем, вспомнил один случай, произошедший с ним буквально на днях.
— На месте нынешней автобазы за локомотивным депо было футбольное поле, это позднее, в 1946 году, райисполком разрешил построить обществу «Локомотив» свой стадион. С самого детства я люблю футбол, еще в Бухаре в середине тридцатых я играл за детскую сборную. А в Душанбе играл за команду железнодорожников «Локомотив». И вот недавно иду по привокзальной площади и слышу: кто-то кричит «»Локомотив», «Локомотив»!» Не стал оглядываться, мало ли. Потом слышу: «»Локомотив», девятый номер». А я играл именно под этим номером. Оглядываюсь, а меня зовет седобородый старик-таджик! Не знаю как, но он узнал меня. Оказывается, он играл за «Текстильщик» и не раз встречался со мной на поле. Мы по-свойски вспомнили те годы, наших ребят, капитана локомотивцев Костю Погорелова. Я всю жизнь прожил на этой прекрасной таджикской земле. Вложил всю душу и всем сердцем полюбил этот край. Я бывал у сына в Ульяновске, но ни за что на свете не хочу променять любовь и признательность людей Таджикистана. Я остаюсь здесь, здесь я свой. Часто хожу пешком до самого «Зеленого» и на пути десятки раз меня останавливают и интересуются: «Как поживаете, дядь Саша?» И я рад этому! Верю, что и мои бывшие коллеги сегодня с особой теплотой и уважением будут вспоминать доблесть ветеранов-железнодорожников, — сказал на прощание с надеждой ветеран.
Действительно, главное для ветеранов – внимание и забота со стороны родных, близких, коллег. Об этом мы поняли и по рассказу нашего героя, и по тому, как бережно хранит он письма и даже открытки, которые получает на праздники.
Для первопроходца Александра Струнаева железная дорога – это не просто название места работы, это вся его жизнь, связанная с той самой «эмкой» на запасном пути в парке… Asia-Plus
P.S.
24 октября Александру Николаевичу Струнаеву исполнилось 87 лет. Редакция «АП» поздравляет А.Н.Струнаева с этой датой и желает здоровья, неиссякаемой энергии и задора.
Живите долго, радостно, и пусть судьба хранит Вас и всех, кто Вам дорог!