Требуется эффективное взаимодействие
В минувшую неделю в Сочи президент Таджикистана Эмомали Рахмон сообщил президенту РФ Владимиру Путину об ухудшающейся с каждым днем обстановке на таджикско-афганской границе. Как сообщила пресс-служба российского президента, по словам Э.Рахмона, сегодня бои на афганской стороне идут на более чем 60 процентах таджикско-афганской границы, протяженность которой составляет 1400 км.
Глава Таджикистана также заявил, что быстро меняющаяся ситуация в мире и регионе требует эффективного взаимодействия.
В связи с этим стороны обсудили укрепление двустороннего военно-технического сотрудничества и пути усиления защиты государственной границы с Афганистаном.
Через несколько часов последовало сообщение о том, что боевые возможности 201-й военной базы, дислоцированной в Таджикистане, усилит вертолетная авиация.
Россия перебросит на 201-ю военную базу в Таджикистане вертолеты Ми-24П и Ми-8МТВ. Сформированная авиагруппа будет базироваться в Гиссарском районе Таджикистана, на аэродроме Айни, в 30 км от Душанбе. Вертолеты будут заниматься перевозкой грузов, прикрывать войсковые колонны и высаживать тактический десант, а также ставить минно-взрывные заграждения, эвакуировать больных и раненых, проводить воздушно-инженерную разведку местности.
Тысячи боевиков
Как сообщает информационное агентство ТАСС, наращивание присутствия террористических группировок, в том числе отрядов движения «Талибан», в непосредственной близости от границ Таджикистана вызывает серьезное опасение властей республики.
ТАСС со ссылкой на представителя Госкомитета национальной безопасности республики заявляет, что в последнее время на бадахшанском направлении таджикско-афганской границы наблюдается движение вооруженных групп, преимущественно относящихся к движению «Талибан», а также к ряду других группировок «террористического интернационала», численность которых превышает 1 тыс. боевиков.
«По оперативным данным афганских коллег, талибы контролируют значительную часть приграничных с Таджикистаном афганских селений и продолжают продвигаться к границе, что не может не тревожить Душанбе», — отмечает источник.
Как отметил собеседник ТАСС, касаясь ситуации в другой пограничной с Таджикистаном афганской провинции Кундуз, после захвата талибами еще 29 сентября одноименного административного центра, там с переменным успехом идут позиционные бои и происходят спорадические перестрелки между правительственными войсками Афганистана и талибами.
30 сентября талибы захватили уезд Имам-Сахиб, расположенный примерно в 20-30 километрах от пограничной реки Пяндж.
Непосредственно перед этим в оперативном порядке таджикские пограничники начали передислоцироваться на стратегические высотки, усиливать скрытые посты и принимать другие превентивные меры.
«Мы самым внимательным образом отслеживаем ситуацию на пянджском направлении напротив провинции Кундуз, которая, несмотря на массированные авиаудары ВВС США, находится в руках террористов (60-65 км от границы с Таджикистаном). Есть жертвы среди мирного населения», — сообщил источник в таджикских спецслужбах.
Он подчеркнул, что «сил и средств у таджикских силовых структур достаточно» и, хотя пока нет прямой угрозы прорыва границы, они готовы к любому развитию ситуации, в том числе и к наплыву беженцев, как это уже было в 1999–2001 годах.
Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС о составе вооруженных групп, атаковавших Кундуз и ряд других северных провинций, источник отметил, что «это разношерстный террористический интернационал, куда помимо талибов входят боевики Исламского движения Узбекистана, «Ансаруллох», среди отдельных групп отмечены флаги «Исламского государства»».
По словам собеседника, численность атакующих трудно определить, поскольку отряды оперативно пополняются резервами из других провинций, но речь, безусловно, идет о тысячах.
Таджикистан в боевой готовности, но…
Экс-секретарь Совета безопасности Таджикистана Амиркул Азимов считает, что сегодня Таджикистану не грозит проникновение боевиков с афганской территории.
«Конечно, то, что бои ведутся вблизи нашей границы, вызывает опасение, но наши вооруженные силы готовы к тому, чтобы обеспечить безопасность нашей границе. Кроме того, я считают, что перед этими группировками не стоит задача проникнуть на нашу территорию. Я склоняюсь к мнению, что сейчас они разбираются между собой. С другой стороны, мы являемся членом ОДКБ, и если у нас не хватит собственных сил на отражении атак, то в нужный момент нам на помощь всегда придут подразделения этой организации, что позволит дать отпор любому агрессору», — говорит А.Азимов.
Азимов также отмечает, что у боевиков есть только один способ попасть в Таджикистан – это пересечь линию госграницы. «Однако наша граница по поручению главы государства переведена на усиленный режим охраны, и у нас нет страха перед этой силой», — сказал экс-секретарь Совбеза Таджикистана.
Обозреватель Умед Джайхони напоминает заявления ряда экспертов о том, что сейчас талибы «расчищают дорогу» для ИГИЛ. Кроме того, по его словам, опасение сейчас может вызывать тот факт, что ИГИЛ может найти сторонников среди таджиков в самой республике. «Сегодня люди на фоне ухудшающейся экономической и политической обстановки, от безысходности готовы за деньги даже душу дьяволу продать. К боевикам могут примкнуть обиженные властью. Кто может им помешать поступить по принципу «враг моего врага — мой друг»?» — отмечает Джайхони.
Он также считает, что российский военный зонтик над Таджикистаном — это, конечно же, хорошо, но отмечает: «…Как очевидец участия этих же военных в гражданском противостоянии 1992–1997 гг., думаю, что полагаться на иностранную военную силу не стоит».
«Наше государство должно иметь боеспособные вооружение силы. Измена полковника Гулмурода Халимова и так называемый мятеж генерала Абдухалима Назарзода лично у меня вызывают сомнения в надежности наших спецслужб и военных. К тому же дедовщина в таджикской армии не оставляет нам надежды на добровольную службу молодых людей в рядах ВС, а тем более на их хорошую боевую подготовку», — добавляет эксперт.
Следующая цель талибов – Центральная Азия
Омар Нессар, директор Центра изучения современного Афганистана, считает, что падение провинции Кундуз и захват ее центра стало самой крупной тактической победой «Талибана» за последние 14 лет. «Тем самым был опровергнут прогноз многих экспертов, что талибы неспособны захватить крупные города», — сказал Омар Нессар в интервью «АП».
По его словам, трехдневное правление талибов в Кундузе стало самым крупным моральным поражением для вооруженной оппозиции. «Кундузские события имеют и геополитическое значение для региона. Они показали, что афганские силовые структуры неспособны защитить страну от радикалов без военного вмешательства западных войск. Это, в свою очередь, в будущем может стать поводом для наращивания сил НАТО в регионе», — говорит эксперт.
По мнению афганского обозревателя Аюба Арвина, если талибам удастся полностью овладеть провинцией Кундуз, движение сможет приступить к постепенному расширению своего влияния, начиная с соседних провинций Баглан и Тахар и заканчивая всем Севером Афганистана.
Военный эксперт Аминулла Хабиби полагает, что цели талибов и поддерживающих их группировок уже не ограничиваются Севером Афганистана. Следующей их задачей станет проникновение в страны Центральной Азии и Кавказа. Азия-Плюс