Эрдоган грозит Путину разрывом дружбы?

Еще несколько дней назад Турция считалась одним из главных партнеров России.

Президент страны Реджеп Эрдоган в конце сентября приезжал на открытие мечети в Москве. «Газпром», отказавшись в 2014 году от «Южного потока», сделал ставку на газопровод в Турцию. Однако разные позиции стран по поводу сирийской войны испортили отношения Москвы и Анкары. Российские истребители то ли случайно, то ли намеренно залетают на территорию Турции, турецкие ВВС обнаруживают рядом с границей неопознанные МиГ-29, а Реджеп Эрдоган напрямую называет действия России в Сирии ошибкой.

Друзья

Турция — один из важнейших торговых партнеров России, хотя обычно об этом если и упоминается, то как-то вскользь. С Турцией Россия торгует активнее, чем с США, Францией или Великобританией, и почти так же активно, как с Белоруссией и Украиной. Ежегодно через границу отправляются товары и услуги более чем на 30 миллиардов долларов, из них важнейшим является газ. «Газпром» в 2014-м отправил в Турцию 27,3 миллиарда кубометров газа, больше в мире получила только Германия. На отдых в Турцию ежегодно едут более четырех миллионов россиян (больше — только немцев). Турецкие фирмы часто строят в России офисы и другую недвижимость, а пять лет назад Турция договорилась, что Россия построит на южном побережье страны АЭС «Аккую».

Турция входит в НАТО и собирается вступить в Европейский союз, но это не мешает Анкаре иметь собственную позицию по многим вопросам — от «преемственности власти» (Эрдоган руководит Турцией на постах президента и премьер-министра с 2003 года) до неприятия гей-парадов и жесткого разгона оппозиционных демонстраций.

В условиях изоляции и «разворота на Восток» Москва пыталась сблизиться с Анкарой, тем более что та решила не занимать жесткой позиции по Крыму. Первый международный рейс из российского Симферополя состоялся именно в Турцию; в дальнейшем местные власти не стали препятствовать авиасообщению с территорией, которую Украина считает оккупированной.

Россия и Турция не применяют друг к другу никаких санкций. Через несколько месяцев после того, как провалился проект «Южный поток», «Газпром» объявил о намерении протянуть четыре ветки газопроводов в Турцию: один для обеспечения этой страны, три других — для экспорта на юг Европы. Общая мощность должна была составить 62 миллиарда кубометров, и хотя переговоры по газопроводу шли сложно, было понятно, на кого теперь ориентируется Россия в своей газовой политике.

Наконец, Владимир Путин и Реджеп Эрдоган, кажется, неплохо ладили друг с другом (хотя они и не сходятся по важному для Турции вопросу о геноциде армян). Судя по официальному сайту Кремля, они встречаются или разговаривают по телефону едва ли не каждый месяц. «Мы в высшей степени удовлетворены тем, как развиваются наши межгосударственные отношения», — говорил Эрдоган после встречи с Путиным на открытии московской мечети 23 сентября 2015 года.

Оппоненты

То, что Турция не поддерживает режим Башара Асада, было известно давно. Турция наносит свои авиаудары по территории Сирии, а иногда и вторгается в соседнюю страну на танках. Бомбит Турция не только позиции «Исламского государства» (организация признана террористической в России и запрещена), но и курдов, которые хотят создать на части территории Турции и Сирии свое государство. Курды также выступают против «Исламского государства» и помогают США проводить антитеррористическую операцию в Сирии. Они поддерживают авианалеты России на ИГ.

Появление России в Сирии сильно изменило расстановку сил в регионе и добавило ситуации непредсказуемости (по крайней мере, для США и Турции). Сразу же после начала бомбардировок Эрдоган заявил, что власти РФ совершают ошибку. Позиция президента Турции относительно российских авиаударов по Сирии с каждым днем становилась все более жесткой. «Если Россия потеряет такого друга как Турцию, с которым она взаимодействует во многих сферах, она потеряет многое. И ей следует помнить об этом», — заявил Эрдоган 6 октября, через неделю после начала бомбардировок.

Российская авиация — то ли в ответ на возмущение турецкого лидера, то ли просто по стечению обстоятельств — нарушила воздушное пространство страны (один раз точно, второй — предположительно). Кроме того, около границ Турции уже второй день летает подозрительный МиГ-29 — правда, Россия официально заявила, что никакого отношения к ВВС РФ он не имеет.

Наконец, 6 октября стало известно, что мощность «Турецкого потока» составит не 60 миллиардов кубометров, а 32 миллиарда. Больше, с учетом расширения «Северного потока» по дну Балтийского моря (он идет в Германию и требует гораздо меньше расходов на строительство — в частности, потому что Черное море глубже Балтики), России оказалось не нужно.

Минобороны России обещает наращивать плотность бомбардировок и дальше. Если инциденты на границе Сирии и Турции продолжатся, Москва рискует потерять еще одного важного регионального партнера, который при других обстоятельствах мог бы стать надежной опорой. MEDUZA

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.