Как сообщает News-Asia, с предложением о переселении беженцев из Европы в Центральную Азию в верховной палате парламента Великобритании выступил лорд Десаи.
По его словам, такие страны Центральной Азии, как Туркменистан и Таджикистан и почему-то Монголия, самое оптимальное место для выходцев из Ближнего Востока.
– В Центральной Азии имеются малонаселенные страны – Туркмения, Таджикистан, Монголия и так далее. Плотность населения в ЦА в сто раз ниже плотности населения в Европе, – отметил лорд Десаи. – Я бы хотел, чтобы ООН в сотрудничестве с этими государствами организовала перемещение как можно большего числа мигрантов и беженцев для расселения в этих странах.
Английский парламентарий также отметил, что еще один плюс в размещении беженцев из Сирии и других стран Ближнего Востока в Центральной Азии заключается в культурной близости и в частности в том, что все они исповедуют ислам.
Данные заявления лорда Дессаи наглядно показывают, насколько британский парламент осведомлен о специфике жизни в Центральной Азии. И если называть Монголию центральноазиатской страной, где исповедуют ислам, а Туркменистан и Таджикистан, Узбекистан и Киргизию странами, где себя могут экономически комфортно чувствовать беженцы, считают эксперты, то лучше и вовсе промолчать, а не выступать с сомнительными предложениями в парламенте.
Мнением о том, чего стоит ожидать от беженцев в Центральной Азии на примере Киргизии, поделился политолог Денис Бердаков.
– Массовый наплыв беженцев в Киргизию имел место дважды: это приток беженцев из Афганистана и Таджикистана. Однако те условия, которые может предложить КР сейчас, мало кого устроит.
Беженцам лучше обратиться в страны Европы и другие государства, где им будут выплачивать приличные пособия, – отмечает эксперт. – Если быть откровенным, то статус беженца у нас ничего не гарантирует – ни выплаты сколько-нибудь серьезных пособий, ни бесплатного медицинского обслуживания.
Так что не думаю, что много беженцев хотели бы «закрепиться» в Киргизии или в другой стране Центральной Азии.
Между тем 12news.uz отмечает, что Казахстан готов принять беженцев, если это потребуется, заявил в свою очередь замминистра здравоохранения и социального развития страны Биржан Нурымбетов на встрече высших должностных лиц Алматинского процесса по защите беженцев и международной миграции, которая состоялась во вторник.
Он напомнил, что в Казахстане в 2011 году был принят закон «О беженцах», и постоянно работает представительство ООН по делам беженцев. И если потребуется, как заявил министр, страна примет определенное число мигрантов из стран Ближнего Востока. Однако сам Нурымбетов сомневается, что такие меры потребуются.
Российский политический обозреватель Андрей Захватов считает, что к предложению лорда Десаи не стоит относиться серьезно.
«Во-первых, в странах постсоветской Центральной Азии, таких как Таджикистан, сохраняется весьма высокий прирост населения — более 2 процентов в год. Это значит, что при численности населения 8,3 миллиона человек в Таджикистане на рынок труда ежегодно выходят не менее 170 тысяч граждан, достигших совершеннолетия. Всех их нужно обеспечить медицинским обслуживанием, обучить, дать работу» — рассуждает эксперт.
Но рабочих мест для всех не хватает. Именно поэтому, по словам Захватова, до 1 миллиона трудовых мигрантов ежегодно отправляются на заработки в Россию и другие страны.
Кроме того, по словам эксперта, средние доходы и уровень жизни населения стран Центральной Азии низки и принять большое количество обездоленных людей страны просто не смогут.
По мнению Захватова, прежде чем вносить подобные предложения, нужно хотя бы приблизительно подсчитать цену на переезд и обустройство одного мигранта.
«Такие нормативы существуют. И, если умножить эти цифры на миллионы беженцев, пропадет всякая охота вносить подобные предложения, поскольку они уже будут вызывать смех,» — уверен эксперт.
С тем, что у стран Центральной Азии нет возможности принять сирийских беженцев, согласен и таджикский финансист Садриддин Амиров.
По его словам, у Таджикистана нет экономических возможностей, которыми обладают Европа и США, и подобное популистское заявление не имеет под собой серьезных экономических оснований.
Таджикский экономист Азиз Назаров отмечает, что предложение Лорда Десаи — не новость. О похожих мерах уже говорили многие европейские политики.
В большинстве случаев, напоминает Назаров, приводился пример с богатыми ближневосточными странами, такими как Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, которые, теоретически, могли бы предоставить убежище сирийцам.
«На мой взгляд, эти страны культурно, религиозно и ментально ближе сирийцам, чем те же Таджикистан и Узбекистан,» — считает экономист.
Более того, сами беженцы, по мнению Назарова, не захотят переезжать в страны Центральной Азии.
«Основное число мигрантов — это образованная молодежь, которая хочет жить в благополучной Европе, где законы равны для всех, где у каждого есть минимальные социальные гарантии,» — уверен Назаров.
Именно страны Западной и Северной Европы, как говорит эксперт, являются целью беженцев: там они хотят остаться жить и работать, и туда они будут стремиться до тех пор, пока ЕС будет их принимать.
Многое, по словам Назарова, будет зависеть от единой стратегии ЕС по отношению к беженцам. Только в случае ужесточения политики, мигрантам придется рассматривать другие варианты поселения.
В то же время, известный кыргызский политолог Марс Сариев уверен, что предложение британского лорда — ни что иное как целенаправленная провокация. По его мнению, она необходима для того, чтобы «прозондировать» общественное мнение, прежде всего, в республиках постсоветской Средней Азии.
«Британцы являются основными режиссерами политических катаклизмов за последние 200 лет, поэтому нас должны насторожить такого рода «пробросы»,» — предупредил Сариев.
С начала года в страны Европы прибыли около 500 тысяч мигрантов и каждый день их число увеличивается. Нынешний миграционный кризис в мире признан крупнейшим со времен Второй мировой войны.
Лорд Десаи (полное имя Мегнад Джагдишчандра Десаи) является уроженцем Индии, получившим британское гражданство. Он родился в 1940 году, получил степень доктора в Университете Пенсильвании в США, а затем отправился преподавать в Лондонской школе экономики. В 1991 году ему был присужден титул пэра. Азия-Плюс