Тысячи дипломированных ежегодно
В начале августа 2012 года вступил в действие закон «О подготовке специалистов с учетом потребностей рынка труда».
По официальной статистике, в истекшем учебном году таджикские вузы выпустили около 31 тысячи специалистов с высшим образованием. При этом растет и количество вузов, большинство из которых дублируют друг друга в подготовке специалистов.
В то же время выпускники учебных заведений не могут найти себе хорошо оплачиваемую работу и в итоге — пополняют армию безработных или подаются в трудовую миграцию. По официальной статистике Минобразования, в Таджикистане функционирует 38 вузов. Из них 14 университетов, 14 институтов, 1 консерватория, 4 вуза правоохранительных органов (Академия МВД, Высшая школа ГКНБ, Военный институт Минобороны, Военный институт ПВ ГКНБ РТ), 5 филиалов местных вузов и три филиала зарубежных высших учебных заведений. Всего лишь один вуз является негосударственным.
Справка «АП»: Всего в вузах страны 165 факультетов и 732 кафедры, обучение проводится по 286 специальностям. В вузах работает 10675 преподавателей и обучается — 167 тыс. 660 студентов. В истекшем учебном году на первый курс было зачислено 38738 студентов. По опубликованным прогнозам «Государственной программы содействия занятости населения РТ на 2014-2015 годы», в этот период рынок труда пополнят 26,5 тыс. специалистов из средних специальных учебных заведений, 20,8 тыс. — из начальных профессиональных школ, 200,9 тыс. — из средних общеобразовательных школ, 322,6 тыс. — выпускники основных средних школ.
Вместе с тем, в стране не хватает квалифицированных рабочих кадров. «Рабочие» кадры едут в трудовую миграцию из-за низкой оплаты труда. И те, кто остался не у дел, и не смог выехать за пределы страны, предлагают свои услуги на стихийных биржах труда — мардикорбозорах.
По данным Минобрнауки РТ, в Таджикистане существуют 60 учебных заведений, осуществляющих начальную профессиональную подготовку, которые выпускают специалистов и рабочих для промышленности и строительства, аграрного сектора, сектора экономики, системы образования, медицины, физкультуры и спорта, искусства и кинематографии.
По данным Агентства по статистике при президенте РТ, за последние двадцать лет выпуск кадров из средних специальных учебных заведений снизился почти втрое. Так, если в 1991 году средние специальные учебные заведения выпустили 26 тыс. 45 специалистов, то в этом году их окончили всего около 10 тыс.
Цифры — это еще не все?
По прогнозам «Государственной программы содействия занятости населения РТ на 2014-2015 годы», в 2014-2015 гг. за счет всех источников будут созданы 280,7 тыс. новых рабочих мест. На сайте Госагентства соцзащиты, занятости населения и миграции Минтруда www.kor.tj размещен список вакансий по всему Таджикистану. Общее количество вакансий на утро, 19 августа, составило 8 тысяч 382 единицы по различным отраслям. Оплата труда по предложенным вакантным местам колеблется от 270 сомони зарплаты учителя школы до 1150 сомони специалиста в сфере строительства.
Специалист в области труда и занятости населения, на условиях анонимности, рассказал «АП», что озвучиваемые цифры это — всего лишь цифры.
— Трудоустраиваемые лица на те или иные предприятия, без учета отраслевых приоритетов, учета ситуации на рынке труда по профессионально-квалификационному составу, не изменят ситуацию. По средним подсчетам, для создания одного рабочего места среднего уровня в Таджикистане необходимо потратить около $25 тыс. В эту сумму входит сумма орудий труда, оборудования, затраты на возведение зданий и сооружений, и оборотных средств для нормального функционирования рабочего места, выплаты заработной платы.
По его мнению, постоянные вакантные дешевые рабочие места, приносящие работнику низкий доход по отношению к прожиточному минимуму, с социальной точки зрения это рабочее место считается неэффективным…
Две стороны медали
Выходит, государство тратит деньги на подготовку специалистов без учета рынка труда? Этот вопрос мы адресовали экспертам.
По мнению преподавателя экономического факультета РТСУ Георгия Кашлакова, количество вузов в стране экономически вполне оправдано.
— Наряду с обучением внутри страны, выпускники школ обучаются за рубежом. Кроме этого, в стране функционируют образовательные учреждения других уровней, это колледжи, техникумы, где молодые люди могут обрести специальность по различным направлениям. Учебные заведения страны готовят высококвалифицированных специалистов для экономики страны, и в этом нет никакой проблемы. Допустим, все выпускники экономического факультета РТСУ по окончании вуза трудоустраиваются, — говорит эксперт.
Политолог Шокирджон Хакимов придерживается иного мнения. По его словам, суть проблемы заключается в недостаточном уделении внимания ее решению, с учетом социально-экономической ситуации страны, слабой материально-технической базы образовательной системы.
— Под влиянием различных иностранных проектов правительственные чиновники, лоббирующие интересы своих социальных партнеров, начали проводить кардинальную перестройку в системе образования. Большинство молодых людей поступают в вузы только ради получения диплома. В итоге мы наблюдаем фатальную коррупцию, некомпетентность, местничество, кумовство образовательной системы страны. Несмотря на это, в вузах открываются специальности, с целью вовлечения дополнительных средств в бюджет, не обращая внимания на уровень и качество образования, не говоря уже о последующем трудоустройстве выпускников.
Независимый эксперт-экономист Фируз Саидов считает, что существует большое количество вузов, которые работают без учета рынка труда, в этом много минусов.
— Но, есть и плюсы, согласно Конституции мы не можем лишать людей права получения высшего образования, — говорит Саидов.
Культ высшего образования?
Некоторые специалисты указывают на недостаточное внимание при подготовке рабочих кадров на фоне «погони» за вузовским дипломом.
— На систему профтехобразования никто не обращает внимания. После обретения независимости на базе прежних профтехучилищ открывались гимназии, колледжи и даже вузы, – сетует педагог со стажем Хасан Сафаров. — В Таджикистане прослеживается культ получения высшего образования. Дети со школы ориентированы на поступление в вузы. Они не сомневаются, что с самого начала будут зарабатывать хорошие деньги. Кстати, завышенные ожидания выпускников часто являются основной причиной, почему они не могут найти работу после окончания вуза и едут в трудовую миграцию.
По словам известного экономиста Нуриддина Каюмова, в советскую бытность существовала иная практика подготовки и переподготовки кадров.
— Госплан СССР в годовых и пятилетних государственных планах экономического и социального развития СССР устанавливал министерствам и ведомствам страны задания по повышению квалификации и переподготовке специалистов и рабочих кадров. Министерства и ведомства страны представляли перечень новых направлений развития и потребности в специалистах определенных профессий по годам. Сейчас этого нет, и все происходит стихийно. В начале 2000-х годов этот вопрос обсуждался. Тогда пришли к выводу, что независимо от дальнейшей перспективы трудоустройства в стране будут готовиться специалисты. Думаю, это не есть хорошо. Несколько лет назад, в Екатеринбурге (РФ), я встретился с выпускниками Екатеринбургского экономического университета. Оказалось, что около 150 выпускников этого вуза не смогли трудоустроиться в Таджикистане и вернулись обратно, в Уральский регион, в трудовую миграцию, — говорит эксперт.
Это было, но быльем не поросло?
Рассуждения относительно плановой системы по советскому опыту оказались спорными. Ряд экспертов указывает, что планировать нужно, другие считают это трудной задачей. Но они сошлись во мнении — постоянного изучения потребностей рынка труда.
— Да, в советское время существовала плановая экономика, и эта сфера регулировалась, но сейчас это сделать очень трудно, — говорит Ф.Саидов. — Проблема не в Минобрнауки или Минтруда, а отчасти в предприятиях, которые должны предоставлять информацию о потребностях в кадрах той или иной специальности в Минэкономразвития. Из-за утери этой связи нет и самого понятия рынка труда. Допустим, в сельском хозяйстве работают лица без специальной подготовки. Кроме этого нет и связи между сферой подготовки специалистов среднего звена и вузами.
Н.Каюмов считает, что необходимо не увеличивать число учебных заведений, а уделять больше внимания качеству образования.
— По некоторым специальностям у нас явный перебор, а по техническим — не хватает кадров. Выходит, есть предложение, а будет ли спрос? Планирование и учет потребностей рынка труда необходимы. Нужно детально изучать рынок труда министерствам: экономики, промышленности, сельского хозяйства, труда и занятости населения. Сейчас боятся слова «план», но планирование нужно, — уверен эксперт.
Другой экономист Ходжимухаммад Умаров считает, нужно провести инвентаризацию всех рабочих мест в Таджикистане. Нам нужно выявить, каково у нас общее количество вакансий по стране – не только в строительстве, сельском хозяйстве, но и по другим отраслям. В ходе инвентаризации можно выявить много рабочих мест, которые нужно использовать с учетом уровня подготовленности, квалификации кадров, а не по знакомству. Кроме того, можно выявить рабочие места, которые нуждаются в техническом переоснащении, в инновационном развитии, и все это нужно изучить и принять меры.
По словам же Ф. Саидова, необходимо построить политику, направленную на ступенчатую подготовку кадров, по опыту Узбекистана.
— Без получения специальности на среднем уровне там невозможно продолжить обучение в вузе. Кроме этого необходимо изменить и саму структуру подготовки как в вузах, так и ссузах. Соответственно, повысить престиж рабочих специальностей. Вузы должны самостоятельно и постоянно вести мониторинг рынка. Одно время, когда зашел разговор о строительстве Рогунской ГЭС, появилось большое количество желающих получить инженерное образование. Рынок нужно изучать. Раньше существовала практика, допустим, в определенной отрасли был «перебор», то вузы временно закрывали тот или иной факультет. Думаю, необходимо ввести такую практику, создать гибкую систему по подготовке кадров. Кроме этого, необходимо создавать в стране нормативно-правовую базу, которая бы стимулировала предприятия не только организовывать постоянные рабочие места, но и обучать своих сотрудников. Возможно, стоит ввести определенные формы стимулирования и будут заметны ощутимые результаты, — уверен Ф.Саидов.
Вместо резюме
Эксперты сошлись во мнении, в стране пока нет эффективных механизмов использования трудовых ресурсов, остро стоят проблемы занятости, растет безработица, учебные заведения готовят специалистов без учета потребностей рынка.
По их мнению, добиться полной занятости населения, практически, невозможно. Одни входят на рынок труда, другие выходят из него, одни ищут работу, другие увольняются, это и есть нормальное движение рабочей силы. Из всего этого складывается обстановка на рынке труда, что требует постоянного изучения и мониторинга, как это делается в соседних странах. Но, несмотря на все это, пока нет реальных шагов со стороны государственных структур по принятию реальных мер по сокращению безработицы, подготовки нужных кадров, а не дипломированных трудовых мигрантов, которые оказались невостребованными на родине. Asia-Plus