Тимур Зульфикаров отмечает свой день рождения

Поэт, прозаик, драматург, публицист, мудрец — Тимур Зульфикаров. Он часто говорит: «Две культуры, две цивилизации особенно притягивали и волновали меня, томили и томят: Русь и Азия. Русь — родина моей матеры, Азия — родина отца: Когда во мне говорит отец, я пишу о Таджикистане. Когда говорит мать, я пишу о России».

Сегодня великий таджикский поэт, писатель, публицист Тимур Зульфикаров отмечает  свой день рождения.

Тимур Зульфикаров родился в 1936 году в городе Душанбе. Одновременно с Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко, Юнной Мориц, Юрием Казаковым учился в Литературном институте имени А.М. Горького в Москве.

Первая его книга – «Поэмы странствий» — была опубликована в 1980 году. Тимур Зульфикаров не получил ранней известности: долгие годы его своеобразная поэзия принадлежала только немногим ценителям, да и сейчас, когда к нему пришло международное признание, о его творчестве высказываются диаметрально противоположные мнения.

Т. Зульфикаров считает началом своего творчества лирико-эпическое произведение «Смерть Амира Тимура», написанное в 1971 году. Он автор 20 книг прозы и поэзии, тираж которых превысил миллион экземпляров.

Широкую известность приобрели его романы о Ходже Насреддине, Омаре Хайяме, Иване Грозном, Амире Тимуре и монументальное повествование о жизни и загробных хождениях современного поэта — «Земные и небесные странствия поэта». Это сочинение было отмечено премией «Коллетс» (Англия) за «Лучший роман Европы-93».

Зульфикаров также является лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» за «Выдающееся художественное произведение русской литературы» 2004 г. (за книгу «Золотые притчи Ходжи Насреддина»), премии «Лучшая книга года» 2005 г. (за роман «Коралловая Эфа»), премии Антона Дельвига (2008), премии «Хартли-Мерилл» (Голливуд) за лучший сценарий (1991). Победитель 5-го Всероссийского поэтического конкурса «Пророк Мухаммад — милость для миров» (2011).

Много и плодотворно работает в области драматургии театра и кино. Автор сценариев более 20 художественных и документальных фильмов, многие из которых отмечены наградами национальных и международных фестивалей. В том числе: «Человек уходит за птицами» (реж. А.Хамраев, 1974) — МК в г. Дели, приз «Серебряный Павлин»; «Черная Курица, или Подземные жители» (реж. В.Гресь, 1980) — Главный приз Московского МК; «Миражи любви» (реж. Т. Океев,1986) — приз «Золотая Сабля» — МК в г. Дамаске.

На Западе Тимура Зульфикарова называют «Данте русской литературы».

Произведения Тимура Зульфикарова переведены на двенадцать языков мира, по ним снято более двадцати художественных и документальных фильмов.

Тексты Зульфикарова всегда строятся на том, что диалектика определяет как «единство и борьбу противоположностей»: земля и небо, смерть и бессмертие, Бог и дьявол.

«Я считаю, что на небесах никакого суда нет. Человек вышел из рая и идёт в рай. Все люди на земле – и великие грешники, и великие смиренники – идут в рай. Господь не жесток. Суд есть на земле. И ад – на земле. А смерть, по определению святых отцов, – «конец временной жизни и начало вечной”», — говорит поэт.

«АП» публикует одно из последних размышлений Зульфикарова, написанных писателем в на родине — в Варзобе, в горном поселке Зимчуруде, где он проживает последние месяцы.

Под тенью чинары

(отрывок)

… Дервиш поглядел на тысячелетние чинары и вздохнул: «Аллах больше любит деревья, чем людей. Чинара живет тысячи лет, а человек – всего сто…»

Ходжа Насреддин сказал: «Аллах любит одного человека больше, чем все деревья и потому не дает ему тысячелетней жизни, чтобы он не мучился от сострадания к несчастным, а таких всё больше на земле…»

О МУЗЫКЕ

Дорогие мои братья – таджики!

Мудрец сказал: кто едет в горы – едет к Аллаху! Кто едет в город – едет к шайтану…

Увы!.. Мы чаще всего живем в городах, в этих владеньях шайтана…

Я летом живу в горах, в родных кишлаках, среди бедных, но чистых, как река Сиама, горных таджиков…

Я долго жил в Москве и поэтому – слава Аллаху! – у меня нет родного Куляба, родного Гарма, родного Ходжента, родного Памира!..

У меня все – родные таджики, родной «авлод», родной «хешу табор»!.

Вот сколько у меня родственников!.. Весь таджикский народ!..

Весь Таджикистан!. Я — самый богатый таджик!..

Я люблю букеты из разных цветов, а не из одних даже роз!..

Самый душистый мёд – с разных цветов!..

Но!.. Что я вижу и слышу в родных нежных беззащитных горах?..

В затаённых ущельях?.

Везде грохочет шайтанская, чужая музыка!..

Везде крики, вопли полуголых пьяниц!..

Машины подъезжают прямо к святым родникам, отравляя воду девственную, разрушая чистоту природы, как насильник невесту…

И это называется «отдых», «кайф», «балдёж» и т.д.

Какие гнусные слова, как бандиты, влезли в Язык Фирдоуси, Рудаки, Лоика Шерали…

…Я сказал одному такому автоковбою:

«Твой мудрый дед пешком в Мекку ходил, а ты не можешь оставить машину вдали от древнего святого родника, где пили твои предки…

И почтительно идти к роднику пешком, ведь Аллах дал тебе две тихие ноги, а не четыре бешеных колеса…»

Но он презрительно оттолкнул меня, старика, едва не наехал на меня своим «мерсом», который для него дороже всех родников мира… Жаль его… убийцу родника…

Но! Нужен железный закон, запрещающий убивать природу!

Дервиш сказал:

Водка – это вода шайтана!.. Слезы Сатаны…

Кто пьёт водку – общается, дружит с шайтаном!.

Я бы поставил на всех горных дорогах антиалкогольную инспекцию!..

Давно известно, что громкая музыка разрушает психику и тело человека!.. Если музыка превосходит ритм сердца – она несет смерть! Три тысячи лет назад китайский император сказал: Чем громче в стране звучит чужая музыка, тем ближе эта страна к гибели!..

Вместо того, чтобы слушать пенье птиц, лепет родников, ветер в деревьях – эту Музыку Творца – мы слушаем вопли Сатаны!.

… Однажды великий мудрец Ходжа Насреддин, который беседовал с царём Соломоном о мудрости, с Конфуцием – о государстве, с Махатмой Ганди – о ненасилии, уснул у святого зимчурудского родника тысячелетних чинар…

Он проснулся от адского грохота и решил, что наступила Атомная Война!..

Айххх! …У родника бегали, плясали полуголые пьяницы, и обкуренные музыканты извергали страшные звуки из своих апокалипсических «киёматных» горл и инструментов!..

Ходжа сказал музыкантам:

О, мои родные братья!.. Певцы Последних Времен!

А в Мечети вы тоже будете играть эту ослиную музыку?

Музыканты испуганно притихли…

Тогда мудрец печально сказал:

А ведь Природа – это необъятная Святая Мечеть Аллаха!..

И что ж вы оскверняете Её шайтанскими воплями? .. Эта музыка  убивает, разбивает воду, как камень хрустальную вазу! Эта музыка убивает людей, зверей, рыб, птиц!…

О Аллах! Как странно: мы, народ Шашмакома и Фалака, забиваем уши ослиной музыкой!

О РЕКАХ

Таджикистан – блаженная текучая, плывущая в небеса, Страна рек, родников, арыках, ручьёв…

Страна великой воды!..

Это какая-то горная древняя Венеция!..

Мы сидим у родников с самой чистой в мире водой – и пьём «пепси-колу»!.. Что с нами, земляки мои!

Говорят, что недавно богатый арабский шейх приехал в Таджикистан, и, увидев тысячи бегущих хрустальных рек и ручьев, был потрясен и возопил: «Да это же рай!» О, Аллах! Я в Раю!

Но если нам, таджикам, достался рай, мы должны жить в раю по законам Рая, а не ада!

Дервиш сказал: «Что такое Река»? …

..Река – это нежное лепечущее Дитя в люльке-гахваре!..

Река – это седовласая вечная Мать, ждущая сына! Волны белопенный Реки – это седые Власы Матери!..

А что на земле родней Матери?.. Только Бог!..

О, мой таджикский Брат!..

О, моя таджикская Сестра!..

И вы будете бросать пустые бутылки, банки, пакеты и мусор в ребенка, беспомощно лепечущего в люльке-гахваре?..

И вы будете швырять бутылки, банки, пакеты, строительный мусор в улыбающееся лицо вашей седовласой Матери?..

В Корее, в Китае, в Японии реки охраняют снайперы! Нельзя подойти к реке, несущей чистую воду ближе, чем на три километра…. Конечно, ни о каком строительстве домов на такой реке – не может быть и речи!

Река – это грудь матери-кормилицы, а мы – новорождённые сосунки!..

И вот, мы убиваем кормилицу нашу! Бросаем камни и бутылки в соски кормящие!

Слепцы!..

Известно, что человек на 90 % состоит из воды.. Даже олигархи, которые возводят дома на реке, тоже – увы! – состоят из воды!..

Правда, Ходжа Насреддин сказал, что бедняки состоят из чистой воды, а богачи – из мутной…

В Древнем Китае, в 17 веке до н.э., при династии Шан, человек, который выбрасывал мусор в реку иль на дорогу, карался отрубанием обеих рук!..

Сейчас другие времена, другие династии, но мне кажется, что назрела пора для жестокой, жесткой борьбы за чистоту рек, родников и ущелий!…

Иначе нам придется пить мутную, тухлую, смертельную воду!..

И таджикский Рай станет адом!..

Ходжа Насреддин сказал: Ад – это загаженный рай!.. Ад – это бутылки, мусор, банки, плывущие по хрустальной реке…

Было бы прекрасно, если бы сам Президент, Отец Нации, который поразительно знает все проблемы своей страны, как опытный Врач – болезни пациента, обратился бы к молодежи, как Отец к нашкодившему Сыну, с «Воззванием о сохранении таджикской природы!.. И о жестком законе – наказании «За разрушение Её»!»

Почему-то я вспомнил изречение дервиша: «Аллах сотворил только Человека и Природу…

Всё остальное – города, страны, народы, цивилизации, языки, наряды, яства, машины культуры – создал шайтан, и поэтому всё тленно, кроме Человека и Природы..»

Так будем же охранять Человека и Природу!

Надо возродить субботники!.. Вместо того, чтобы тратить молодость на мертвый сатанинский компьютер – пусть молодые люди пойдут, поедут к своим родным рекам, родникам, арыкам и освободят их от мусора, и вернут им чистую девственную воду!..

Когда человек спасает, очищает свою природу, из которой он вышел и в которую вернется, он еще больше влюбляется в свою родную землю!..

В свой простой народ! В своих кормильцев дехкан! В свою древнюю Историю!..

Я вспоминаю со сладким трепетом, как в советские времена мы, школьники и студенты, собирали хлопок!

Разве можно забыть, как ты ранним розовым утром с веселыми товарищами бредешь по росистому белоснежному необъятному полю и бережно внимаешь, вытягиваешь из жестких коробочек шелковистую ватную мякоть…

А потом пьёшь чай в придорожной чайхане с улыбчивыми цветастыми дехканками…

О Всевышний!..

Это раннее розовое утро… Это пенье проснувшихся птиц… Этот утренний ветер!…  Эти крики молодых петухов! это плывущее к дальним горам белоснежное хлопковое поле… Эти улыбчивые цветастые павлины дехканки в придорожной чайхане!… Это всё – твоя далёкая и вечная молодость.. Твоя жизнь, твоя Родина… Твой Таджикистан, брат мой!

Где бы ты не находился  в Москве, Париже, Нью-Йорке…

…В одном кишлаке, на берегу быстрой реки, жил мальчик… Его звали Каюмарс.. Он любил пить воду из чистой реки, и когда по реке плыли пустые бутылки, он отважно бросался в ледяные волны и выбрасывал бутылки на берег…

Однажды на реке явилось множество пустых бутылок из-под «оби шайтон» воды сатаны – видимо, гуляла большая пьяная компания…

Мальчик, не задумываясь, бросился в реку и долго вылавливал бутылки в ледяной воде…

Долго бился в текучих льдах!..

Река унесла его… Навсегда..

Худое тельце его нашли у плотины..

Мне кажется, что этот мальчик – герой Таджикистана!

И Его должен был хоронить весь народ!… Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.