Роковой август для «Седого»

6 августа 2004 года в Душанбе был арестован генерал Гаффор МИРЗОЕВ — один из самых влиятельных людей Таджикистана 90-х, бывший командующий президентской гвардией, директор Агентства по контролю за наркотиками. А два года спустя, по роковому совпадению, снова в августе -11 числа, он был осужден Верховным судом Таджикистана на пожизненное заключение.

Как это было

В пятницу, 6 августа 2004 года, в 8 утра генерал Мирзоев, как обычно, приехал на работу — в головной офис АКН. Здесь, в засаде, его уже ждали бойцы ОМОНа МВД. Во дворе дежурный офицер отдал генералу рапорт. В этот момент неожиданно появились омоновцы. Они молниеносно скрутили Мирзоева, надели наручники, залепили рот скотчем, посадили в свою машину и увезли. Так, драматически, закончилась карьера одного из самых близких соратников президента страны. Гаффор Мирзоев стал вторым после Якуба Салимова командиром из команды Эмомали Рахмона, оказавшимся в тюрьме.

А-а Гаффор МирзоевЗа год до своего ареста в интервью «АП» Мирзоев, комментируя ситуацию с его бывшим коллегой и соратником Якубом Салимовым, отмечал, что «вокруг Якуба были люди, которые использовали его имя и совершали преступления. Но сам он, я думаю, никогда не пошел бы против своего народа. К сожалению, Якуб Салимов после этих событий не попытался доказать свою невиновность, хотя я советовал ему это сделать».

Год спустя история повторилась. И теперь уже самому Гаффору не удалось доказать президенту свою невиновность…

В последних разоблачительных материалах WikiLeaks сообщалось о том, что в 2005 году посол США в Таджикистане на встрече с президентом Рахмоном указал на опасность, исходящую от Гаффора Мирзоева и намекал на необходимость его устранения.

Даже бывшие оппоненты не остались в стороне, узнав о сложившейся судьбе экс-генерала. В том же 2004-м, руководитель бывшей Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури, против которого воевал Гаффор Мирзоев, назвал его задержание  ошибкой.
— Я думаю, что миссия Гаффора Мирзоева была завершена давно. Эта практика всех революций, когда криминальная личность при таких событиях выходит на поверхность и после некоторого времени ее вновь топят, —  прокомментировал ситуацию одному из изданий журналист Нурали Давлат.

Путь в известность

Гаффор Мирзоев родился 8 марта 1956 года в Кулябе и в следующем году отметит свой 60-летний юбилей. Отец — участник Великой Отечественной войны, один из первых водителей-дальнобойщиков в Таджикистане, мать — домохозяйка. В семье воспитывались четверо детей, он — старший.

В 15 лет Гаффор — студент Таджикского института физкультуры. После двух лет учебы в вузе перевелся на заочное отделение. Отслужил в армии. В 1978 году, после окончания института, работал преподавателем сначала в средней школе, а затем — в Кулябском пединституте. В 1985 году начал работать водителем-дальнобойщиком Кулябского автотранспортного предприятия…

Гаффор Мирзоев завоевал авторитет среди молодежи Куляба еще в конце 70-х годов прошлого столетия, но его стали узнавать в годы гражданского противостояния, когда он от имени этой самой молодежи попытался остановить конфликт, разбив палатку между враждующими лагерями на площадях «Озоди» и «Шахидон».  Но сделать это ему не удалось: джинн уже был выпущен из бутылки, пролилась первая кровь. И кличка «Седой», кстати, впервые появилась в мае 1992 года, когда он вместе с шестью соратниками, в частности, с Нурулло Лоиковым и Исматом Турахоновым, в течение нескольких часов контролировал ситуацию на площади Озоди.

После 16-й сессии Верховного Совета Таджикистана, на которой к власти пришел Эмомали Рахмон, Гаффор Мирзоев был назначен заместителем по личному составу первой специальной бригады МВД, командиром которой был тогда полковник Файзулло Абдуллоев. В декабре 1992 года, во время боевых действий около Кофарнихона, он был ранен, а через месяц сменил на посту своего погибшего командира. До января 1995 года бригада входила в состав МВД, затем была создана президентская гвардия, и ее костяком стал личный состав этой бригады. Командовать гвардией назначили Мирзоева… Эта гвардия  принимала активное участие в подавлении первого мятежа Махмуда Худобердыева, летом 1997 года в Турсунзаде. 12 августа город был освобожден от мятежников и по поручению главы государства гвардия взяла под свою охрану стратегически важный объект – Таджикский алюминиевый завод, а взамен руководство завода материально обеспечивало ее. В 1998 году гвардия вновь воевала с Худобердыевым, но уже в Согде.

Гаффор Мирзоев успел стать и депутатом парламента. На выборах 1995 года в Верховный совет РТ, который в истории известен как «парламент боевиков», он был выдвинут в депутаты от Раштского района. С другой стороны, Мирзоев   единственный среди полевых командиров издал свои воспоминания в двух томах книги «Раненые страницы».

В январе 2004 года указом президента Гаффор Мирзоев был снят с должности командующего. Официальным поводом послужило преобразование президентской гвардии в Национальную. Но генерал  болезненно отреагировал на решение о своей отставке. На созванной по этому поводу пресс-конференции Гаффор Мирзоев  высказал свое несогласие, но, вместе с тем, исключил вероятность обострения инцидента. «Оружие в руки мы не возьмем. Я не пойду против своего народа», — сказал он. Очевидцы рассказывают, что наоборот,  Мирзоев был настроен даже философски: «Недаром говорят: революцию совершают одни, а ее плодами пользуются другие. Это политика…».

И тогда власть сделала шахматный «ход конем». Вместо отставки Мирзоев получил новую высокую должность – директор АКН. Но проработал всего 8 месяцев. Власть не простила Гаффору его демонстративного протеста.…

Пожизненный срок

Приговором Верховного суда, который был вынесен в роковой для генерала месяц – август 2006 года, экс-генерала признали виновным  в совершении 112 преступлений по 34 статьям Уголовного кодекса Республики Таджикистан, в частности, терроризме, диверсии, организации трех убийств, попытке военного мятежа, незаконном хранении оружия, злоупотреблении служебным положением и прочим, и дали пожизненный срок. После были арестованы и приговорены к длительным срокам тюрьмы его родной брат Абдурасул, а также сын и зять его сестры Оиши. Пятнадцать соратников Г. Мирзоева были приговорены к различным срокам лишения свободы (от 12 до 16 лет) за подготовку вооруженного мятежа. Почти все его имущество, которое находилось на территории Таджикистана, было конфисковано в пользу государства.

…Идет одиннадцатый год из пожизненного заключения Гаффора Мирзоева. С момента его ареста в Таджикистане было объявлено три амнистии, но ни одна из них не применялась в его отношении. Сегодня он продолжает отбывать свой срок в СИЗО МВД.

«Какой ты был и что ж с тобою сталось?»

Сейчас самым дорогим человеком для Гаффора Мирзоева является его сестра Оиша, которая в определенное время ходит на свидания с ним. Но не всегда ей удается вовремя встретиться с братом.  По словам руководства Главного управления исполнения уголовных наказаний Минюста РТ, пожизненно заключенные имеют законное право получать две передачи в год, а также провести одно краткосрочное свидание с родными в течение одного года. Согласно таджикскому законодательству, это свидание может продолжаться до четырех часов.

Оиша несколько раз сообщала «АП», что состояние здоровья ее брата не очень хорошее.

— Гаффор пять лет назад объявлял голодовку, написал десятки заявлений, чтобы пересмотрели его дело. По закону, когда заключенный не совершает в течение десяти лет никаких нарушений, его дело пересматривается. Но дело брата, почему-то, не пересматривают. Он отрицает обвинение в измене родине, — говорит она и продолжает. —  Я беспокоюсь за здоровье брата.  У него выпадают зубы, ему трудно есть, беспокоят боли в ногах. Ему отказано в передаче книг, газет, которые раньше разрешалось доставлять еженедельно, — говорит она.

Адвокаты и близкие экс-командира в 2011 году обращались даже в Комитет ООН по правам человека с письмом, в котором ставили под сомнение приговор Верховного суда Таджикистана. Но до сих пор никаких сообщений по этому поводу нет.
По словам женщины, ее брат не раз сам обращался в различные инстанции, к руководству страны, с просьбой пересмотреть его дело, но опять — безрезультатно.

— За 11 лет я поняла одно, — рассказывает Оиша в одном из своих интервью журналистам, —  Многие люди, когда у тебя есть должность или деньги, холят  вас  и лелеют, а когда ты всего этого лишаешься, отворачиваются от тебя первыми. Есть люди, которые с радостью говорили: «Так вам и надо». Однако, есть люди, которые говорят, что Гаффор был хорошим человеком. Был как-то случай, мне надо было отвезти в тюрьму к Гаффору полугодовые запасы еды, а денег на такси уже не осталось. Тогда таксист спросил: «Ты куда собралась с такой провизией?». Я ответила, что для такого-то человека. Он тогда довез меня до тюрьмы бесплатно и сказал: «Когда-то Гаффор сделал для меня немало добра».

…Гаффора Мирзоева вместе с другим генералом Сухробом Косимовым называли основными военными столпами правительства Таджикистана. Последний, кстати, как только задержали Мирзоева, в одном из интервью рассказал корреспонденту «АП», что ждать, как Гаффор, своего ареста, он никогда не будет.

— Я знаю, что всех нас, боевиков, кто поддержал в свое время государственный строй, будут убирать потихоньку, — сказал Сухроб, — но если однажды  за мной придут, как за Гаффором, я просто так не дам одеть мешок на себя. Сразу же застрелюсь в кабинете, поэтому всегда храню в своем пистолете девятый патрон – на всякий случай…Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.