Необеспеченная старость

Отсутствие информационной кампании по разъяснению новой пенсионной реформы может привести к тому, что определенная часть граждан Таджикистана, выходя на пенсию через несколько лет, попадет в категорию «бедного» населения, пишет в своей статье специально для Cabar.asia глава организации «Центр свободного рынка Таджикистана» экономист Константин БОНДАРЕНКО.

Уже не первый год в Таджикистане идет пенсионная реформа, о деталях которой известно только узкой группе специалистов профильных ведомств. Как показало исследование, проведенное ОО «Центр свободного рынка Таджикистана», население не только не осведомлено о технических аспектах происходящих изменений, но и сам факт реформы абсолютно не известен большинству граждан, которых этот вопрос так или иначе в скором времени коснется.

Для чего была нужна реформа?

Конечно, первый вопрос, который возникает при слове «реформа», — а что не так со старой системой? Чем обосновывается необходимость изменений? Почему именно сейчас?

В вопросе пенсионной системы и необходимости ее реформирования Таджикистан не уникален, хотя и имеет ряд специфических особенностей. Дело в том, что начиная со второй половины XX века в большинстве стран мира широко распространились т.н. «солидарные» пенсионные системы. В рамках такой системы работающее поколение уплачивают один или несколько видов (в зависимости от законодательства конкретной страны) соцналогов в бюджетные или внебюджетные фонды. Затем государство распределяет часть этих средств на пенсионное обеспечение – выплачивая пенсии старшему поколению людей. Таким образом, имеет место «солидарность» поколений – мы платим поколению своих родителей, а сами рассчитываем на налоги, которые будут платить наши дети.

Такая система имеет достаточно большое количество недостатков, но главный из них – наличие определенной демографической ситуации. Когда в стране на одного пенсионера приходится порядка 3-4 налогоплательщиков, система может функционировать. Но когда из-за снижения рождаемости, увеличения продолжительности жизни или других причин количество пенсионеров становится немногим меньше или даже почти равно числу налогоплательщиков, то денег в системе просто не хватает. Возникает ситуация, когда либо будет требоваться постоянный рост налогов, что тормозит экономический рост, либо уровень жизни пенсионеров будет снижаться из-за нехватки средств на выплату достойных пенсий.

Свою пенсионную систему Таджикистан унаследовал от Советского Союза, и она до сих пор имеет солидарный характер. Попытки внедрить элементы накопительной пенсионной системы, за счет уплаты 1%-го социального налога с заработной платы, пока неэффективны. Накопленные средства не инвестируются, не индексируются и составляют очень скромные суммы, которые выплачиваются гражданам единовременно после выхода на пенсию. Свою роль т.н. «пенсионного капитала» данный элемент пенсионной системы пока не выполняет.

Новые экономические и социальные реалии Таджикистана эпохи независимости привели к возникновению серьезных рисков функционирования старой пенсионной системы. Несмотря на высокую рождаемость и достаточно низкую продолжительность жизни, соотношение работающих граждан к пенсионерам в Таджикистане составляет порядка 2,2 к 1. Как отмечено представителями Агентства социального страхования и пенсий в одном из немногих материалов в СМИ, посвященных данной проблеме, «пособие каждого пенсионера складывается за счет налоговых выплат всего двух человек, что является сильной социальной нагрузкой». По последним данным Агентства, на 1 июля 2015 года в республике зарегистрирована 621 тыс. пенсионеров, на обеспечение которых работают менее полутора миллионов человек.

Уже сейчас ежегодный дефицит пенсионного фонда составляет несколько десятков миллионов сомони и покрывается из госбюджета. Подобная нехватка средств, очевидно, подтверждается фактом наличия пенсионного «потолка» —ограничительного уровня пенсионных выплат. Несмотря на усложняющуюся ситуацию, правительство периодически прибегает к популярным, но недостаточно экономически обоснованным мерам повышения пенсий в рамках существующей системы. При сохранении такого статуса-кво в недалеком будущем пенсионная система может прийти к своему коллапсу и дополнительно ухудшить состояние государственных финансов в целом.

Новая система может не оправдать ожиданий

Осознавая риски, правительство Таджикистана поставило задачу реформирования пенсионной системы. В результате в 2010 году был принят новый Закон «О страховых и государственных пенсиях». Принятие закона можно считать отправной точкой реформ, с которой Таджикистан начал переход к новой пенсионной системе.

Закон, принятый в 2010 году, очевидно, был недостаточно проработан, а само правительство явно не было готово к реализации всего комплекса необходимых мероприятий, сопровождающих реформу. По этой причине закон был введен в действие только 1 января 2013 года, а в сам текст неоднократно вносились значительные изменения и дополнения. Последний раз закон значительно обновился в марте 2015 года.

Новая система имеет название «условно-накопительной» и подразумевает разделение ответственности за пенсионное обеспечение гражданина в старости между государством, работодателем и самим гражданином.  Теперь на получение пенсии влияют не столько «трудовой стаж» и достижение определенного возраста, сколько новое понятие «страхового стажа» и наличие определенных средств на специальной части индивидуального лицевого счета гражданина.

И если до реформы пенсии начислялись в основном на основе доходов граждан за последние 2 года перед выходом на пенсию, то теперь будут иметь значение доходы граждан за гораздо более продолжительный период времени, составляющий т.н. «страховой стаж». При этом начисляться такой стаж начинает с момента регистрации гражданина в системе социального страхования и получения индивидуального номера (СИН).

Такая система призвана мотивировать граждан легализовать свои доходы и платить страховые взносы для получения более высокой пенсии. Одновременно лица, не имеющие соответствующего страхового стажа (он в законе определен не менее 300 месяцев для мужчин и не менее 240 месяцев для женщин, кроме льготных категорий), смогут рассчитывать только на государственную социальную пенсию, размер которой будет зависеть от т.н. «базовой» пенсии, устанавливаемой президентом Таджикистана. В настоящее время мигранты и другие категории лиц, не имеющие необходимого страхового стажа, могут рассчитывать на социальную пенсию по возрасту в размере 60% от установленного размера базовой пенсии (130 сомони, или около 20 долларов), т.е. 78 сомони (примерно 12,5 долларов).

Согласно закону окончательная дата перехода на новую пенсионную систему установлена на 1 января 2017 года. То есть фактически переходный период завершится уже через полтора года. Таким образом, процесс пенсионной реформы необратим, а время, оставшееся до ее завершения, неумолимо уменьшается.

И тут актуальным становится вопрос: а насколько граждане страны осведомлены о положениях нового закона?

Нет информации о реформе?

Как показало проведенное исследование, граждане разных возрастов, в том числе и предпенсионного, независимо от их текущего трудоустройства, места жительства или образования, практически ничего не знают о проходящей пенсионной реформе.

Конечно, следует отметить, что исследование имело ограниченную выборку данных – не проводилось масштабного опроса, но фокус-группы были проведены в различных регионах, а сами участники подбирались таким образом, чтобы достичь наибольшей репрезентативности результатов.

Исследование выявило, что основные причины, по которым осведомленность граждан о пенсионной реформе находится на крайне низком уровне, это: недостаточная грамотность населения в данных вопросах и неспособность правильно интерпретировать даже ту информацию, что появляется в СМИ; наличие стереотипов – «в свое время наш бухгалтер нам все объяснит»; определенная постсоветская ментальность, выраженная в патерналистском отношении к государству — традиционно высоких социальных ожиданиях и уверенности гарантии со стороны государства: «государство позаботится о нас, это его прямая обязанность».

Кроме того, недостаточна эффективность СМИ. Журналистам не хватает не только информации со стороны государственных органов, но и собственных знаний, чтобы подготовить качественные материалы о реформе. Сами же государственные органы в вопросе пенсионной реформы предоставляют информацию для СМИ и граждан редко и непрофессионально.

Практически не используются для осведомления современные коммуникационные каналы, например Интернет, телевидение и радио используются эпизодически.

Исследование подтвердило ряд гипотез об отсутствии как таковой коммуникационной стратегии пенсионной реформы и достаточно закрытом ее характере. В первую очередь это касается вовлеченности заинтересованных сторон.

Как выяснилось, Агентство по социальному страхованию и пенсиям при Правительстве РТ на сегодняшний день фактически единственный игрок в процессе реформы. После выведения Агентства из подчинения Министерству труда и социальной защиты населения данный орган получил полномочия на ведение политики в сфере пенсионного обеспечения и других видов социального страхования. Таким образом, разработка и реализация пенсионной реформы стала его функцией.

Выводы:

Отсутствие широкой информационной кампании, сопровождающей пенсионную реформу, приводит к неосведомленности и неготовности граждан к происходящим изменениям. В результате это может привести к тому, что определенная часть граждан Таджикистана, выходя на пенсию через несколько лет, попадет в категорию «бедного» населения. Это в первую очередь касается первых поколений пенсионеров, кому пенсия будет начисляться исключительно по новой системе, и таких уязвимых категорий, как мигранты и люди без постоянного трудоустройства.

Принятие законов без проведения широкого общественного обсуждения, без вовлечения экспертного и гражданского сообществ снижает эффективность реформ и несет в себе определенные социально-экономические риски.

Рекомендации:

Несмотря на неизбежный переход на новую пенсионную систему, в данное время еще очень своевременно проведение масштабной информационной кампании для повышения осведомленности населения.

Кроме того, учитывая характер новой системы, необходимо дать гражданам возможность определенного контроля их личной пенсионной перспективы – доступ к данным об их личном страховом стаже, о размере пенсионных накоплений и другой значимой информации.

Правительству необходимо учесть, что позитивные последствия публикаций и обсуждения таких документов, как планы реформ, и другой общественно значимой информации всегда перевешивают предполагаемые риски. Активные коммуникации, построенные в рамках грамотной стратегии, способны привлечь дополнительные интеллектуальные и даже финансовые ресурсы, обеспечить необходимую поддержку реформ и устойчивость их результатов. Закрытость же информации неизбежно ведет к снижению доверия населения и увеличивает и без того скептическое отношение граждан и экспертного сообщества к инициативам правительства. Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.