Партия Исламского возрождения Таджикистана заявляет о том, что рост радикализации является основной угрозой национальной безопасности.
Однако, по словам заместителя лидера ПИВТ Махмадали Хаита, власти Таджикистана, отложив в сторону причины возникновения этой проблемы, обвиняют ПИВТ и некоторых представителей духовенства в развитии радикализации общества, что является неправильным интерпретированием реальности. Об этом он сообщил, выступая в Душанбе на очередном ежегодном подготовительном совещании ОБСЕ по правам человека.
«Всем известно, что бедность и безработица, низкая заработная плата, коррупция, отсутствие верховенства закона и социальных условий являются основными причинами развития экстремизма. И это все касается не ПИВТ, а деятельности правительства Таджикистана и правящей партии страны», — отметил Хаит.
Хаит добавил, что когда ситуация в стране и в регионе под угрозой, увеличивается количество молодых людей, вплоть до сотрудников правоохранительных органов, в рядах экстремистских группировок, правительство совершает ошибку, играя с религиозными чувствами людей.
«Это может поставить под угрозу стабильность Таджикистана. Попытки властей отдалить с политической арены законную партию может снизить имидж государства, а также поставить под вопрос мир и стабильность в стране», — отметил М. Хаит.
Также он подчеркнул, что власти используют все пути для очернения имени ПИВТ. По его словам, согласно официальной статистике, за последние пять лет было зарегистрировано 45 преступлений, совершенных членами ПИВТ. При этом, согласно данным от 2014 года, в стране было зарегистрировано 1470 коррупционных преступлений, которые совершили члены НДПТ, сотрудники местных властей и правоохранительных органов, которые постоянно находятся в «услугах этой партии».
«Однако, когда раскрываются преступления, никто не говорит о том, что преступления совершались членами НДПТ, но постоянно подчеркивается, какое преступление было совершено членами ПИВТ», — отметил Хаит.
Региональный представитель Офиса Верховного Комиссара по правам человека ООН Елизабет да Коста сказала, что сегодня на глобальном уровне увеличивается международная миграция, риск которой связан с терроризмом и экстремизмом, наркотрафиком.
По ее словам, также наблюдается сужение демократии в ЦА. Она говорит, что центральноазиатские власти думают, что ограничивая свободу людям, обеспечивают безопасность населению.
«Однако ограничением свободы мы предоставляем возможность экстремистским группам развиваться. Сегодня мы видим проблемы, которые дают возможность развернуться экстремистским группам в ЦА. Мы видим ограничения в сфере области прав человека, в области свободных собраний. В Кыргызстане и Казахстане есть ограничения в области проведения свободных собраний. В Туркменистане и Таджикистане — ограничения в области пользования интернета. Это говорит о том, что власти ЦА, госорганы больше уделяют внимания обеспечению безопасности и не учитывают права человека», — отметила Елизабет да Коста.
Она отмечает, что обеспечение прав человека может улучшить показатели борьбы против терроризма и экстремизма. В помощь в борьбе с терроризмом может прийти обеспечение верховенства закона.
При этом Музафар Ашуриён, глава отдела конституционных гарантий прав граждан исполнительного аппарата президента Таджикистана, задался вопросом о том, если радикализация происходит в связи с ущемлением прав и свобод, то почему же граждане таких демократичных стран как Германия, Франция и Великобритания, в частности женщины идут в радикальные группировки?
«Нельзя так поверхностно анализировать эту проблему. Я считаю, что примыкание молодежи к радикальным организациям является признаком низкого или вообще отсутствия религиозного образования. Ведь молодые люди, которые идут к ним, не имеют достаточных религиозных знаний», — отметил Ашуриён. Азия-Плюс