Известный скандальными разоблачениями сайт WikiLeaks в конце июня обнародовал почти 61 000 писем из конфиденциальной переписки дипломатической службы Саудовской Аравии.
Содержание многих материалов посольства этой страны в Таджикистане свидетельствует о серьезном религиозном противостоянии Саудовской Аравии и Ирана в Таджикистане.
Материалы, опубликованные на сайте, написаны в 2011–2012 гг., и многое из переписки посольства Саудовской Аравии относится к религиозным вопросам.
Среди документов есть также запрос Таджикистана с просьбой к Саудовской Аравии о выделении $200 тысяч на проведение конференции по Афганистану.
В других материалах посольства Саудовской Аравии дипломаты выражают озабоченность усилением присутствия Ирана в Таджикистане и говорят о необходимости активизировать в РТ пропаганду господствующего в Саудовской Аравии течения ислама.
В частности, в письме посольства говорится, что за деньги привлекли 12 человек, в том числе пятерых преподавателей Исламского университета Таджикистана, для пропаганды главенствующего в королевстве религиозного течения. В переписке дипломаты отмечают необходимость дальнейшего развития этой деятельности.
Председатель Комитета по делам религий, упорядочению национальных традиций, торжеств и обрядов при правительстве РТ Сулаймон Давлатов подтвердил данные скандально известного сайта WikiLeaks о том, что таджикские священнослужители получали деньги от Саудовской Аравии, уточнив, что эти средства были получены в рамках закона в виде грантов.
При этом С. Давлатов не стал раскрывать имен тех лиц, которые были упомянуты на сайте «Викиликс».
Эр-Рияд уже отреагировал на публикацию, назвав все материалы подделкой. Само же посольство Саудовской Аравии в Таджикистане воздержалось от комментариев по данным сообщениям.
Сунниты и шииты – противостояние с многовековой историей
Эксперт по вопросам религии Мухаммадали Нурали вполне допускает, что подобные письма могли иметь место.
— Посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в рай, а семьдесят — в ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в ад, а одно — в рай. Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в рай, а семьдесят два — в ад». При пророке Мухаммаде (С) не было противостояния между мусульманами. Первые разногласия между шиитами и суннитами вспыхнули после ухода из жизни Пророка в 632 г. Его последователи разделились во мнениях, кто должен наследовать власть и стать следующим халифом. У Мухаммада (С) не было сыновей, и Совет назначил халифом тестя Пророка, Абу Бакра. Однако часть мусульман не согласилась с этим выбором. Они считали, что верховная власть над мусульманами должна передаваться по наследству. По их мнению, халифом должен был стать Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат и зять Мухаммеда (С), муж его дочери Фатимы. Его сторонники получили название shia’t ‘Ali – «партия Али», а впоследствии стали называться просто «шииты». В свою очередь, название «сунниты» произошло от слова «сунна», что означает свод правил и устоев, основанных на словах и поступках пророка Мухаммеда (С). Смерть Али, а затем гибель его сына Хусейна от рук Омейядов еще больше разделили суннитов и шиитов.
В настоящее время особенно четко данное противостояние прослеживается в сирийском конфликте, где, по мнению наблюдателей, Иран поддерживает власть представителя шиитского меньшинства – президента Башара Асада, а Саудовская Аравия – повстанцев-суннитов и их союзников, объявивших о создании на значительной территории Сирии и Ирака «Исламского государства».
Подобная ситуация повторяется и в Йемене.
Таджикистан – арена конфликта мазхабов
Иран и Саудовская Аравия стали активно развивать свою деятельность в Таджикистане еще с конца 80-х годов прошлого века, когда Советский Союз постепенно снял «железный занавес».
У каждой из этих стран своя «козырная карта» во взаимоотношениях с Таджикистаном. Иранцы апеллируют в отношениях с нами к «братским корням», общему языку, Саудовская Аравия – к единству взглядов в исламе: они исповедуют принятое и в Таджикистане направление — суннизм.
С приобретением страной независимости жители республики стали все активнее интересоваться исламом, а учитывая, что большинство мусульман Таджикистана относятся к суннитам, Саудовская Аравия начала оказывать им поддержку в этом, обеспечив религиозной литературой, помогая таджикским студентам исламских вузов в республике и за ее пределами.
Тегеран также не сидел сложа руки. Активная роль Ирана в урегулировании межтаджикского конфликта указала на ключевую позицию этой страны и ее реальное влияние на действия таджикской исламской оппозиции. Данный факт в итоге был официально признан другими региональными игроками, участвовавшими в разрешении межтаджикского конфликта.
Между тем в постконфликтный период в Таджикистане развернуло свою деятельность движение «Салафия». Мухиддин Кабири, председатель Партии исламского возрождения Таджикистана, отмечал: «На первых порах кое-кто в правительстве предпочитал использовать салафитов против нашей партии, поскольку последователи этого течения исходили из того, что ислам запрещает создание политических партий, а глава государства, кем бы он ни был, является носителем титула «Амир Абд аль-Мумин» (эмир всех правоверных в той или иной стране.). Салафиты считают, что пребывание в оппозиции к Амиру Абд аль-Мумину противоречит нормам ислама. Эти два момента подкупали многих правительственных чиновников, и в 2008 году салафитам было предоставлено немало эфирного времени для пропаганды своих идей среди населения. А представителям официально зарегистрированной в Таджикистане религиозной политической партии — ПИВТ — время в телеэфире ни разу не предоставлялось. Недальновидность и конъюнктурный подход госчиновников привели к тому, что взгляды салафитов очень быстро распространились в стране, особенно среди молодежи. А буквально через год власти ударились в другую крайность, запретив движение «Салафия», чьи доктрины, как известно, являются официальной идеологией Саудовской Аравии».
В свою очередь Иран активно работает с таджикской интеллигенцией в сфере культуры, искусства, фольклора, языка и т.д., тем самым укрепляя и свои позиции в рядах нерелигиозных представителей таджикской элиты.
После завершения гражданского противостояния и заключения мирного соглашения сотни таджикских молодых людей, благодаря иранской грантовой поддержке, отправились получать религиозные знания в учебные заведения этой страны. По мнению некоторых экспертов, в продвижении своих задач в республике Иран опирается именно на эти слои таджикского общества.
Религия или политика?
— Сложившаяся сегодня в Таджикистане ситуация с религией крайне противоречива, — говорит политолог Парвиз Муллоджанов. – Активизировавшееся с 90-х годов в нашей стране движение «Салафия» может оказать негативное влияние на стабильность в обществе. Тем более учитывая то обстоятельство, что значительная часть жителей Таджикистана исповедует одну из ветвей шиизма. Салафиты провоцируют разногласия не только с другими течениями, но и даже среди суннитов, разделяя их на «правильных» и «неправильных».
Фаридун Ходизода, эксперт по вопросам религии, в свою очередь напоминает, что Таджикистан – одна из стран, в которой хотят иметь доминирующее влияние две страны-соперницы – Иран и Саудовская Аравия.
По его словам, по культуре и языку Таджикистан близок к Ирану, и Саудовская Аравия опасается, что эти факторы смогут стать причиной сближения двух народов и в плане религиозной идеологии и тем самым привести к созданию плацдарма Тегерана у ворот Центральной Азии.
— Идеология этих двух стран – их мазхабы, противоречащие друг другу. Но, конечно же, в ситуации с Таджикистаном мазхаб лишь повод, а главная цель – политическая. А простой народ всегда становился ее жертвой на протяжении всего времени противостояния, – приводит слова эксперта «Озоди».
По мнению Мухаммадали Нурали, любые течения, движения, сеющие рознь среди мусульман, льют воду на мельницу врагов ислама:
— Вся беда в том, что многие наши представители духовенства, сами подчас не имеющие достаточных знаний в религии, выносят на суд общества обсуждение толкований Священного Корана, принципов вероисповедания, некоторые спорные вопросы религиозных течений. А неосведомленные в этом вопросе люди начинают вести споры между собой о том, кто прав, а кто нет, иногда оскорбляя и обвиняя других в ереси. Наше общество больнó и нуждается в лечении. Мы превратили демократию, ислам в политическую игру, цель которой – личные интересы. Жить можно по-разному – споря о том, чей мазхаб правильный, а кто враг, воровать у народа последние копейки и при этом выступать с демократическими лозунгами; но можно жить и красиво – честно, любя окружающих, заботясь о ближнем, невзирая на то, к какой религии он относится, как это делал наш пророк Мухаммад (С). Именно его чисто человеческие качества, его пример человеколюбия превратили ислам в мировую религию. Способны ли нынешние сильные мира сего отказаться от личных амбиций, интересов ради благополучия народа? Уверенности в этом у меня нет… Азия-Плюс