«Народ и партия едины!»
В советское время повсюду висели лозунги «Народ и партия едины!». Той партии и огромной страны СССР давно нет. Теперь в Таджикистане повсюду висят похожие лозунги, где многократно повторяются слова «вахдати милли» — национальное единство.
Но может ли быть единой нация, которая за годы независимости резко расслоилась на маленькую группу богачей и бедное большинство? Первые строят роскошные дома и загородные виллы в Варзобе, отдыхают на море в Майями и Дубае. Вторые, просыпаясь каждое утро, думают, как прокормить своих детей и у кого занять 10 сомони до получки. Одни гордятся самой большой чайханой, другие – с тоской вспоминают советские времена…
Бедное большинство не ропщет и не высказывает публично недовольства. У бедных своя, труднейшая задача – выжить самому и обеспечить выживание семьи и близких в условиях безработицы, мизерных зарплат и соцпособий, отсутствия доступа к хорошей медицине и образованию, воде и электричеству. Более миллиона бедных уехало далеко от родных мест на заработки, зная, что на чужбине они всегда будут людьми второго сорта…
У богатых и бедных мало общего. И все же есть одно очень сильное чувство, которое их объединяет. Это стремление сохранить мир в стране. Повторения войны не хочет никто.
Естественно, не хочет этого и власть. Ни одно выступление таджикских политиков не обходится без упоминания о мире, который был достигнут с большим трудом. Наверное, именно поэтому за четверть века, прошедших с кровавых 90-х годов, в Таджикистане не было ни одного митинга с политической подоплекой.
Митинги возможны?
Социально-экономическое положение Таджикистана остается стабильно сложным: слаборазвитые промышленность и сельское хозяйство, нехватка квалифицированных кадров, проблемы в образовании, здравоохранении и социальной сфере. При этом явно просматривается желание властей решать экономические проблемы за счет населения страны, даже невзирая на то обстоятельство, что в Таджикистане самые низкие в СНГ заработные платы, мизерные пенсии и социальные пособия. Напомним, что три года назад были значительно снижены страховые выплаты и гарантии работникам, занятым на госслужбе и в частном секторе, в том числе для больных, а также получивших ранение и инвалидность по месту работы или службы; инвалидам и пенсионерам ограничили рост социального обеспечения; даже получение пособия на погребение было сокращено. Были урезаны меры правовой и социальной защиты сотрудникам правоохранительных органов и военным. В прошлом году власти не исполнили своего обещания о ежегодном повышении зарплат и пенсий. Все это происходило на фоне повышения тарифов ЖКХ, пошлин и налогов для предпринимателей, роста цен на продукты и услуги.
Однако народ безмолвствовал. Ставшие уже системными сокращения социальных выплат с одновременным повышением размера всевозможных платежей не вызывали до последних лет явных проявлений недовольства населения.
МЕЖДУ ТЕМ жизнь показала, что есть одна причина, по которой наши люди могут выйти на улицы. И эта причина – экономическая. Вспомним митинги по поводу «бисерного дела», длившиеся несколько дней у здания Генпрокуратуры РТ в 2003 году, несколько стихийных пикетов вкладчиков компании «Мовароуннахр» у зданий различных госструктур в 2012–2013 гг., митинг у сгоревшего рынка «Корвон» и шествие торговцев к зданию столичного хукумата в сентябре 2012 г., отдельные выступления граждан и судебные процессы по имущественным искам. Все перечисленные события были вызваны существенными потерями людьми своего имущества.
Проецируя эти события на будущее, вполне можно предположить, что вскоре для жителей Таджикистана крупными потерями станут оплата коммунальных услуг и электроэнергии, различные налоги и выплаты. Об этом говорят два фактора.
Первый фактор – перманентный рост цен и тарифов. Напомним, что в Таджикистане реализуются различные проекты по реформированию обслуживания жилого фонда, систем учета потребления воды, газа и электроэнергии, налоговых и других выплат для бизнесменов. Если внимательно вчитаться в строки документов, то становится понятно, что основной упор повсюду делается на резкое, в разы повышение всех тарифов выплат. Это также достаточно четко изложено в стратегических планах развития и прогнозах макроэкономических показателей РТ, документах международных организаций и даже некоторых местных НПО. Нам постоянно твердят, что в Таджикистане чрезвычайно низкие тарифы ЖКХ, а многие «эксперты» обосновывают необходимость срочного повышения цен на энергоносители. Конечно, это не эксклюзивный процесс, даже в соседних центральноазиатских странах оплата ЖКХ уже составляет до трети и более размера зарплат, не говоря уже о дальних странах.
О чрезвычайно низких таджикских зарплатах и пенсиях, замерших последние два года, при этом вспоминать не принято.
Вторым фактором служит сокращение доходов трудовых мигрантов, о чем сейчас не пишет только ленивый. Но это суровая правда. В Таджикистане трудно найти семью, не получающую деньги от трудовых мигрантов. С прежними российскими заработками таджикские тарифы были не страшны. Однако наступило время, когда прежде обильный денежный мигрантский поток начал существенно мелеть. Напомним данные СМИ: в I квартале 2015 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года приток денежных переводов из РФ в Таджикистан снизился на 47%, или почти вдвое. То есть вместо $648 млн, как в прошлом году, в текущем в Таджикистан поступило всего $364 млн переводов. Чтобы понять, чем это может обернуться для хрупкой таджикской экономики, достаточно вспомнить падение переводов на $300 млн в прошлом году – нынешний курс сомони и стагнация экономики уже задели каждого в нашем обществе…
Количество мигрантов в России, по данным ФМС РФ, сократилось на 15% и составляет около 1 млн человек из Таджикистана; от 100 до 300 тысяч мигрантов либо вернулись в страну, либо находятся в России, но не могут найти работу.
А теперь представим, что на днях вновь, как и в прошлом, да и во многие предыдущие годы (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития и торговли), повысят тарифы на электроэнергию для населения, скажем, с 12,6 до 14 дирамов за 1 кВт·ч. Летом, когда энергопотребление сравнительно невелико, да и в целом обстановка благоприятная из-за низких цен на местные овощи и фрукты, такое повышение будет незаметным. Однако с наступлением холодов энергопотребление средней семьи превысит полторы тысячи кВт·ч, сумма оплаты за электроэнергию составит 200-300 сомони, что сравнимо с размером минимальной таджикской зарплаты. Между тем расходы на питание и одежду возрастут, а мигранты вернутся без денег. Если семьи не будут иметь денежных сбережений, полученных от мигрантских трудов, то ситуация окажется весьма тяжелой. И рост социальной напряженности неизбежен.
Просчитывают ли такие риски для таджикского общества наши руководители и специалисты? Судя по действиям правительства – нет. С начала года уже были повышены цены и тарифы на воду, коммунальные услуги, плата за недвижимость…
«Майданы»: повод и причина
В последнее время стало модно говорить о закулисных организаторах разных «майданов» и «цветных революций». Якобы некие внешние силы используют внутренние проблемы в странах, чтобы дестабилизировать ситуацию в своих геополитических целях. Не будем дискутировать, так это или нет. Очевидно одно – выходить на улицы людей заставляют не иностранные эмиссары, а накопившиеся в обществе и не решающиеся годами проблемы — экономические сложности, коррупция, непотизм, отсутствие социальной справедливости, ущемление национальных и религиозных прав людей.
Поэтому недостаточно защищать своих граждан только на «чужом поле», например, наших мигрантов в России. Необходимо блюсти интересы простых людей в собственной стране. Тогда и у «внешних сил» не будет возможности раскачивать нашу общую лодку.
Как недавно сказал один из бывших оппозиционеров, залёгший на дно, недовольство в таджикском обществе есть, просто на недовольных пока не нашлось «покупателей».
Вот над чем стоит задуматься — не искать, кто может «купить» недовольных, а сделать так, чтобы покупать было нечего и некого. Азия-Плюс