Впервые школьники теперь уже бывших таджикско-турецких лицеев не смогли участвовать в международной олимпиаде.
Скорее всего, еще пять ближайших международных олимпиад, к которым готовились в течение пяти лет, ученики пропустят из-за отсутствия финансов.
Среди участников традиционной международной Балканской олимпиады для юниоров по математике, которая прошла в Белграде 24-29 июня, не оказалось школьников теперь уже бывших таджикско-турецких лицеев.
Компания «Шалола», которая была их учредителем, в июне этого года подписала Протокол с таджикской стороной, согласно которой, она перестает финансировать лицеи. Новые же учредители в лице Министерства образования и науки не смогли обеспечить поездку школьников на олимпиаду.
Между тем, команду из Таджикистана на математической олимпиаде представила школа «Хотам и ПВ», которая привезла на родину одну серебряную и три бронзовые медали.
Напомним, таджикско-турецкие лицеи преобразованы в школы для одаренных детей. Уже с нового учебного года изменится статус данных учебных учреждений, методы преподавания в них, а также учебная программа. Кроме того, турецкая компания «Шалола» также будет лишена статуса учредителя.
Минобрнауки заявляло, что из учебной программы будет убран предмет турецкого языка. Все остальные предметы останутся прежними. Также Минобрнауки заявляло о готовности продлить контракты с учителями лицеев, которые преподавали точные науки, и также оно постарается привлечь к работе в лицеях педагогов из Пакистана и России.
Первопроходцы
Первый из таджикско-турецких лицеев был открыт в Турсунзаде в 1992-1993 учебном году на основании Протокола договора о сотрудничестве и Договора о сотрудничестве между Минобразования Таджикистана и образовательным учреждением «Шалола» Республики Турция. Несмотря на сложную политическую ситуацию в стране, решением Совета министров от 19 августа 1994 года за №413 перед Минобразования республики была поставлена задача об учреждении в городах Душанбе, Куляб, Курган-Тюбе, Худжанд и Хорог совместных таджикско-турецких лицеев-интернатов. Лицеи были открыты во всех указанных городах за исключением Хорога.
При этом «Шалола» продолжает оставаться учредителем международной школы Душанбе, так как лицензия продлена до 2022 года.
Сам же министр образования страны Нуриддин Саид еще в январе выступал за сохранение деятельности турецкой компании «Шалола» — управляющей таджикско-турецкими лицеями в РТ, но только на благотворительной основе.
— Я сторонник того, чтобы преобразовать учреждения, которыми руководит турецкая компания «Шалола», на благотворительной основе. Вся помощь, которая хочет предоставить эта компания Таджикистану, пусть осуществляется на благотворительной основе, не более этого. Это моя позиция, — говорил Нуриддин Саид.
Жизнь в неведении
Еще не начался новый учебный год, а родители учащихся бывших таджикско-турецких лицеев обратились в редакцию «Азии-Плюс» с просьбой выяснить, что творится в лицее, в которой с успехом учились их дети.
По данным родителей, новые «хозяева» лицеев не будут оплачивать поездки школьников на олимпиады, не будет поощрительных «скидочных» систем. В данное время иностранные учителя покидают школы, а плата за образование увеличивается в два раза. Теперь, по их словам, плата за обучение составила 13650 сомони, не включая НДС и оплату за общежитие.
Муяссар Ибрагимова — бабушка одного из школьников, рассказала «АП», что на сегодняшний день нет никакого объяснения, кто будет преподавать детям.
— Мы хорошо знали предыдущих учителей. Будут ли новые учителя аттестованы профессионалами или же все будет возлагаться на министерство? У нас была система, которой мы могли доверять. Теперь они убрали ту основу, за которую мы платили. При этом, в течение года, как проходили споры с «Шалола», никто из Минобразования даже не поинтересовался нашим мнением, — отметила Ибрагимова.
Она напоминает, что министр еще в январе говорил о том, чтобы таджикско-турецкие лицеи работали на благотворительной основе.
— Однако сейчас, когда лицей перешел на баланс государства, а государственное образование — бесплатное, оплата повысилась в два раза. Как это понимать? — недоумевает женщина.
Родители, ссылаясь на представителей лицея, говорят, что оплата за обучение с текущего года составит 13650 сомони.
— Мы платим налоги в бюджет, и они идут, в частности, на образование. Почему государство перекладывает все на плечи родителей? А если родители платят, то они должны выбирать и знать, за что платят. Мы не знаем, оставлять своих детей или забирать? Альтернативы турецким лицеям в том виде, которые они были, у нас в Таджикистане нет. Ни одно учебное заведение, подчинённое Минобразования, не могло конкурировать с таджикско-турецкими лицеями. Они все поменяли в одностороннем порядке, а теперь хотят, чтобы мы платили. Мы даже не знаем, к примеру, кто будет математику преподавать, будет ли все на том уровне, будут ли проводиться занятия на английском языке. Министр был недоволен тем, что таджикско-турецкие лицеи берут большую оплату, но почему взяли за основу именно эту сторону «Шалолы» и почему они сами подняли цену так высоко?» — возмущается собеседница.
Гульчехра Рахманова, у которой двое детей учатся в лицее им. Ходжи Камола, говорит, что когда что-то делается, должен быть разработан четкий план и должна быть стратегия, как это будет работать.
— Но сейчас мы видим только повышение цен, а каких-то глобальных изменений в области повышения образования я не вижу. И выходит, что это все было ради денег, чтобы это все перешло к ним в карман?! Обещали, что турки не уйдут из школы, но преподаватель моего ребенка ушел в душанбинскую международную школу. Кто придет вместо них? Кто и как будет проводить аттестацию? — спрашивает Рахманова.
Она также добавила, что теперь, по данным нового руководства, в школе не будет системы поощрения, когда отличники и призеры олимпиад освобождались от оплаты, были прежде и другие льготы.
— Для меня также важно, чтобы наши граждане не становились гастарбайтерами и рабами в других странах. Вот именно наши лицеисты, выезжая из Таджикистана, достойно представляли нашу страну за рубежом — отметила Рахманова.
Зебо Абдурахманова напомнила послание президента, где он подчеркнул, чтобы уделялось большое значение образованию детей.
— Этими изменениями в лицее получается, что наше Министерство образования идет в разрез политике президента. Почему? Теперь перед нами стоит вопрос вообще забрать ребенка, так как мы не в состоянии оплатить ту большую сумму за учебу. И что, теперь и здесь не будет возможности детям простых людей получить хорошее образование? — отметила Абдурахманова.
По ее словам, если брать во внимание, что в лицее учатся дети подросткового возраста, то это тот возраст, когда у детей должна быть мотивация. А олимпиада была очень хорошим стимулом для них.
— У нас масса вопросов, на которые мы хотели бы получить ответы, но никто не хочет с нами считаться. Мы говорим о законе, о защите наших прав, а нам заявляют: «Кому не нравится, пусть уходит». Где справедливость? — возмущается другой родитель лицеиста.
По словам родителей, их дети в 15 лет считают семейный бюджет со страхом, что за их учебу не смогут оплатить.
— Это же психологическое насилие. Они должны думать о счастливом детстве, а не считать семейный бюджет, — говорят они.
Зебо Абдурахманова подчеркнула, что не примет ответ новых «хозяев»: «Кому не нравится, пусть забирает детей».
— Мы хотим, чтобы наши дети учились здесь, по этой системе и, может быть, с этими же учителями. Это наш выбор, и мы выбираем этот лицей, — отметила она.
Родители не готовы к тому, чтобы перед началом учебного года их ставили перед фактом. Они готовы, если их слова не будут услышаны, обратиться к президенту, добиваться с ним встречи. К этому готовы и их дети, которые не хотят лишиться своих учителей и своей школы.
«Шалола» не стала комментировать этот вопрос, поскольку уже не имеет никакого влияния на таджикско-турецких лицеев. Также еще не определен статус «Шалолы» в этой структуре.
Доводы родителей не стали комментировать и в Министерстве образования и науки, добавив, что в понедельник, 6 июля, у министра намечается отчетная пресс-конференция, где они могут ему лично задавать вопросы. Антимонопольная служба также добавила, что не получала от Минобрнауки письма с просьбой утвердить цены для школ для одаренных детей.
При этом, как сообщил «Азии-Плюс» один из родителей, осведомленный о переговорах правительства Таджикистана с «Шалолой» и пожелавший не называть его имени, чтобы не сломать систему обучения «Шалола» отдала все свое оборудование Минобразования. Однако из-за неопределенности, в которую поставила таджикская сторона лицеи, нашу страну из 39 иностранных учителей уже покинули 12.
— Сейчас проблема и катастрофа заключается не в «Шалоле», а в налаженной системе обучения, которая рушится. Наша страна в последние 12 лет регулярно участвовала на международных олимпиадах и получала места. Однако впервые мы не смогли отправить своих детей на олимпиаду и, возможно, не сможем и в следующем учебном году, — отметил собеседник.
По его словам, жертвой всего этого стали именно дети, которые сейчас со слезами принимают факт, что не могут участвовать на олимпиадах, а их учителя вынуждены уезжать из Таджикистана.
— «Шалола», к примеру, только за месяц выделяла 35 тыс. долларов, чтобы покрывать транспортные расходы своих учеников. За рубежом нас представляли как Таджикистан. Кому это было нужно? Сами не можем и другим не дадим. Я не знаю, как будет покрывать эти расходы Минобразования, если у него нет средств, чтобы отправить школьников на олимпиаду? И для заграничных преподавателей потребуются большие расходы, — отметил родитель. Азия-Плюс