В сентябре и октябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии выдвинул инициативы по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века (оформленные в настоящее время в единую инициативу «Один пояс, один путь»).
Данная крупномасштабная инициатива не только привлекла большое внимание международного сообщества в последнее время, но и стала активно реализовываться практически, свидетельством чего является создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) под патронажем КНР с уставным капиталом $100 млрд, куда в январе этого года вошел Таджикистан, и решение китайского руководства о выделении Пакистану более $40 млрд и Бразилии более $50 млрд. Рассматривается также создание Фонда ШОС. По некоторым данным, на реализацию данной инициативы КНР готова выделить более $1 трлн.
Прежде чем приступить к выявлению позиции Таджикистана, на наш взгляд, необходимо раскрыть сущность инициативы Экономического пояса Шелкового пути, так как Морской шелковый путь как исторически, так и в его современном возрождаемом виде нас попросту не касается.
Необходимо отметить, что исторически сложились три основных маршрута Шелкового пути с многочисленными ответвлениями между ними:
Первый и главный маршрут: Чанъань (Сиань) – Ланьчжоу – Дуньхуан – Лоулань – южный склон Тянь-Шаня – Кашгар – Фергана – Согдиана – Мерв – южный берег Каспийского моря – Иран – Сирия – восточные порты Средиземноморья;
Южный маршрут: Чанъань (Сиань) – Ланьчжоу – Дуньхуан – северный склон Куньлуня – Хотан – Ташкурган – Вахан – Бактрия – соединение с главным маршрутом на южном берегу Каспийского моря;
Северный маршрут: Чанъань (Сиань) – Ланьчжоу – Дуньхуан – Лоулань – северный склон Тянь-Шаня – Хафтруд – правый берег Сырдарьи – Аральское море – северный берег Каспийского моря – Северный Кавказ – северо-восточные порты Черного моря.
Поэтому китайское руководство использует термин «пояс» вместо «путь», который охватывает огромное пространство Евразии.
Несомненно, возрождаемый Шелковый путь несколько отличается от исторического, так как Китай рассматривает в «одном поясе» три международных коридорах экономического сотрудничества:
- Китай – Монголия – Россия,
- Китай – Центральная Азия – Западная Азия,
- Китай – Индокитай.
Сейчас весь мир стал ускоренными темпами готовить свои национальные проекты для активного участия в мегапроекте «Один пояс, один путь». Поэтому на ваш суд предлагается несколько возможных проектов для активного включения Таджикистана в мегапроект Китая.
Первый касается внесения коррективов в проект строительства железной дороги Таджикистан – Китай. После вхождения Кыргызстана в Евразийский союз и явное нежелание вхождения туда Узбекистана проект строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан фактически приостановился. Поэтому необходимо разработать собственный маршрут: Душанбе — Куляб — Тавильдара — Джиргаталь — Алтын Мазар — Муксу — Акбайтал — Маркансу — Кашгар. Строительство железной дороги через Каратегинскую долину решает несколько стратегических задач:
— во-первых, это будет способствовать индустриализации этой горной долины Таджикистана вместо ее ускоренной традиционализации;
— во-вторых, произойдет бум инфраструктурного развития горной долины;
— в-третьих, это станет толчком к развитию горнодобывающей отрасли (на основе угля Назар-Айлока и нефелинового сиенита месторождения Турпи как сырья для «Талко» и многое др.).
И самое главное, это решит стратегическую задачу — вывод страны из географической изолированности и превращение ее в транзитную зону.
Второй проект — ускорить строительство четвертой ветки газопровода Центральная Азия — Китай через территорию Республики Таджикистан.
Третий – на наш взгляд, необходимо изучить возможность строительства пятой ветки Центрально-Азиатского газопровода от Довлатабадского месторождения (Туркменистан) по маршруту железной дороги Таджикистан — Китай и рекомендовать данный маршрут правительствам Туркменистана, Узбекистана и Китая.
Четвертый – необходимо создание Южного мультимодального (многоцелевого) хаба в Дангаринской свободной экономической зоне, что в свою очередь позволит создать: складские терминалы для многомиллионных товаров, поступающих из Китая (через перевал Кульма) для Южного и Центрального Таджикистана; разветвленные автозаправочные сети с опорой на строящееся нефтеперерабатывающее предприятие.
Пятый проект — создание Северного многоцелевого хаба в СЭЗ в Худжанде, с особым акцентом на производстве строительных материалов для бурно развивающегося коммерческого строительства в стране и строительства нового города-спутника Худжанда — Сайхун (с перспективой на пр. 200 000 жителей); для переработки сельскохозяйственной продукции, ориентированной на экспорт.
Шестой проект — создание торгово-логистического хаба в городе Истаравшане с опорой на коммерческое предпринимательство жителей данного исторического города.
Седьмой проект — создание хаба строительных материалов в Гиссаре и Нижнем Пяндже. На наш взгляд, необходимо завязать Пянджский хаб строительных материалов на устоявший региональный рынок строительных материалов Гиссара для своевременного их экспорта в Афганистан.
Восьмой проект — расширение туристическо-рекреационной зоны в Варзобском районе. В 2009 году постановлением правительства РТ Варзобский районе был объявлен зоной туризма и отдыха. По настоящее время там было построено более 200 объектов туристической инфраструктуры, однако они не обладают современным менеджментом и маркетингом. Поэтому необходимо создать в данном районе туристический ресурсно-консалтинговый центр в рамках ШОС.
Девятый проект — создание мясоперерабатывающего кластера в Файзабадском районе. В Файзабаде предпринимается попытка наладить производство продукции птицеводства, которое необходимо усилить производством других видов мяса (говядины, баранины и т.д.). Данный кластер необходим для достижения продовольственной безопасности в сфере заготовки мяса, в первую очередь для нужд столицы.
Десятый проект – создание ювелирного кластера в Ишкашимской СЭЗ. Данный кластер будет ориентирован на внутренний рынок Индии, которая является самым крупным потребителем ювелирных изделий в мире. А ишкашимские драгоценные и полудрагоценные камни за более чем 3-тысячелетний период добычи не иссякли, а наоборот, требуют государственной политики и иностранных инвестиций для полномасштабного освоения их многомиллиардного потенциала.
Мы рассмотрели только 10 перспективных проектов, которые могли бы гармонично включиться в китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» и реализация которых может гарантировать устойчивый рост Таджикистана.
Наши славные предки наряду с древними китайцами были непосредственными и активными участниками формирования и расширения Великого шелкового пути, поэтому и мы не должны оказаться на периферии этого возрождаемого трансконтинентального торгового пути.
Абдугани МАМАДАЗИМОВ, политолог. Азия-Плюс