11 июня во второй половине дня в здании военной прокуратуры Согдийского гарнизона, расположенного в городе Чкаловск, состоялась пресс-конференция военного прокурора Согдийского гарнизона, полковника Абдукодира Нурова по факту смерти новобранца военной части 04080, дислоцированной в Согдийской области.
Военный прокурор предложил сначала заслушать официальную информацию, а затем перейти к обсуждению данного происшествия.
Корреспондент «АП» со стенограммой этой пресс-конференции.
А.Нуров: — В связи с трагической смертью Рахматова Фирдавса Ганиевича, военнослужащего военной части 04080 города Канибадама Согдийской области Министерства обороны РТ в СМИ был опубликован ряд статей по этому поводу. Хочу отметить, что со стороны военной прокураторы Согдийского гарнизона сразу после получения сообщения о смерти военнослужащего Ф.Рахматова была создана следственная группа, которая оперативно прибыла на место происшествия. Во время проведения следственных мероприятий, выяснилось, что причиной смерти рядового Рахматова послужило превышение служебных полномочий со стороны двух сержантов воинской части и нарушение уставных требований и отношений между военнослужащими со стороны еще одного рядового военнослужащего этой части. 10 июня текущего года Военной прокуратурой Согдийского гарнизона в отношении сержантов Раббони Сулаймонова и Комрона Рахимова — по статье 391, часть 3 и рядового Назарова Айема Саидовича — по статье 373, часть 2 УК РТ возбуждены уголовные дела и все трое по подозрению в совершении преступления задержаны и находятся под стражей в КПЗ.
До настоящего времени следствие выявило, что 7 июня этого года, после обеда, примерно в 15.00 вышеназванные сержанты сопроводили новобранцев в туалет и когда скрылись с поля зрения офицеров, вместе с рядовым Назаровым применили в отношении Рахматова физическую силу и подвергли его избиению. Уже есть достаточно фактов, что со стороны этих троих военнослужащих Фирдавс Рахматов был жестоко избит, и в результате ударов в грудную клетку и горлу у Рахматова произошло западание языка, у него закрылись дыхательные пути, что в течение 10 минут привело к смерти военнослужащего.
Сержанты Сулаймонов и Рахимов в отношении военнослужащего Рахматова являлись командирами, в этой связи в отношении них возбуждено дело по статье 391, часть 3 УК РТ (превышение должностных полномочий, приведших к тяжелым последствиям или к смерти), а в отношении рядового Назарова — по обвинению в нарушении требований общевойскового устава (ст.373, часть 2) УК РТ. Следствие продолжается. В рамках следствия уголовного дела все те, кто имеет отношение к совершению данного преступления будут выявлены и ответят по всей строгости закона.
Мавлюда Рафиева, АП: — Сколько было случаев гибели военнослужащих в течение 5 месяцев этого года в военных частях, дислоцированных в Согдийской области?
А.Нуров: — Я приступил к обязанностям военного прокурора в конце февраля текущего года и за 5 месяцев текущего года это первый случай гибели военнослужащего в результате жестокого избиения. Для вооруженных сил страны это вопиющий случай и конечно, он негативно отразится на настроениях военнослужащих.
В отношении предпринятых мер в рамках нашего рабочего плана и независимо от него в результате прокурорских проверок, которые проводятся в военных частях, как военный прокурор, так и оперативные работники военной прокуратуры обязательно интересуются условиями несения службы новобранцев, проводят индивидуальные беседы и встречи с офицерским составом, с теми военнослужащими, которые уже отслужили определенный срок. За эти пять месяцев мы провели более 180 встреч в военных частях. Кроме этого во всех военных частях Согдийского гарнизона, во всех казармах военнослужащих, можете сами проверить, во всех видных местах вывешены номера мобильного телефона военного прокурора Согдийского гарнизона и других ответственных лиц. В ходе встреч мы предупреждаем военнослужащих, в любое время суток звонить по любому факту неуставных отношений военному прокурору и другим ответственным лицам ГКНБ, с тем, чтобы мы незамедлительно могли прибыть на место происшествия и предпринять соответствующие меры. Камеры наблюдения существуют почти во всех военных частях, в частности и в упомянутой военной части во всех уголках установлены камеры. В данном случае, который повлек за собой гибель военнослужащего Рахматова, военнослужащие этой части находились на полигоне «Нурафшон» на территории города Исфары в ходе проведения полевых учений. На полигоне нет камер наблюдения.
Бахром Файзуллаев, АП: — В публикациях СМИ по этому поводу было отмечено, что правозащитники озабочены тем, что это уже пятый случай избиения военнослужащих с начала этого года?
А.Нуров: — Моя компетенция, как военного прокурора, ограничивается Согдийским гарнизоном, и с полной ответственностью могу сказать, что у нас не зафиксированы какие-либо другие случаи избиений или гибели военнослужащих.
Случаи дедовщины и издевательств, неуставные отношения, несмотря на все наши усилия, на усилия руководства Минобороны и погранвойск, имеют место. В уставе отражены все разрешенные взаимоотношения, действия и поведение военнослужащих, и малейшее его нарушение считается неуставным и преследуется наказанием. Не говоря об избиениях и издевательствах, даже оскорбление считается нарушением устава.
Б.Файзуллоев: — В настоящее время по факту гибели солдата задержаны непосредственные участники избиения. Понесет ли какое-либо наказание командующий и офицерский состав военной части? Будут ли они привлечены к ответственности?
А.Нуров: — Следствие идет только второй день, также в области в настоящее время находится следственная комиссия министерства обороны, и сегодня мы с участием членов этой комиссии и командирами и офицерами воинских частей провели совещание, но я могу заявить со всей ответственностью, что в отношении тех офицеров и командиров, которые осуществляют контроль за сержантами и которые должны были обеспечивать порядок на полигоне и которые проявили безответственность в отношении своих должностных обязанностей, в рамках этого уголовного дела понесут ответственность и их действиям будет дана правовая оценка.
Шероз Шарипов, независимый журналист: — Есть информация, что во время избиения военнослужащего Рахматова также были избиты еще 22 военнослужащих?
А.Нуров: — В настоящее время в отношении других неуставных отношений, которые могли иметь место в этой военной части, ведется следствие. Будет осуществлена всеобъемлющая проверка. К нам обратились и родители покойного Рахматова Фирдавса, что случаи таких избиений имели место и ранее. Мы проверяем каждую информацию и сигналы, поступающие к нам, и только после тщательной проверки, мы можем сказать имело ли место то или иное правонарушение. Сейчас мы непосредственно определили тот круг военнослужащих, которые имеют отношение к данному конкретному случаю.
Мавлюда Рафиева, АП: — А военнослужащий Рахматов добровольно был призван на службу или, как пишут некоторые СМИ, был пойман во время облавы и отправлен на военную службу?
А.Нуров: — По поводу того, добровольно он пошел на службу или был призван в результате облавы, мы пока отдельно не занимались сбором этой информации. Мы запросили его призывные документы, но, по словам родителей Фирдавса, они сами пошли в военный комиссариат и даже он сам заявлял, что я добровольно пойду служить. Но насколько это соответствует действительности, мы сейчас не можем дать оценку.
Маъсум Мухаммадраджаб, Радио Озоди: — В данном случае речь идет конкретно об убийстве. Почему в большинстве таких случаях уголовные дела заводятся по статье превышение должностных обязанностей?
А.Нуров: — Вы имеете ввиду специфику статей УК РТ. В Уголовном Кодексе РТ есть отдельный раздел, который регулирует взаимоотношения между военнослужащими, правонарушения и преступления в военной сфере. Военнослужащие входят в отдельный контингент, и их действия рассматривается в рамках данного раздела УК. Есть преднамеренное, умышленное убийство, которое рассматривается общими разделами УК. Уголовное законодательство предусматривает также статью превышение должностных обязанностей, повлекших за собой тяжелые последствия или смерть.
М.Рафиева: — Могут ли родители погибшего военнослужащего обратиться в суд по вопросу возмещения компенсации со стороны Министерства обороны?
А.Нуров: — Каждый гражданин имеет право обращаться в суды. Насколько суд удовлетворит тот или иной иск, это уже компетенция суда. Я не имею полномочий, как военный прокурор, рассуждать по вопросам, которые имеют отношение к Минобороны или судам.
Корреспонлент газеты «Сугд хакикати»: — Вы можете сказать какой срок наказания предусмотрен по таким преступлениям?
А.Нуров: — Наказание определяет суд, и суд выносит приговор. Я не имею никакого права давать какую-либо правовую оценку.
М.Мухаммадраджаб, радио Озоди: — Предусмотрена ли какая-либо компенсация в случае смерти военнослужащего?
А.Нуров: — Да, для похорон и связанных с этим расходов согласно законам РТ о правовом положении военнослужащих Минобороны выплачивает определенную компенсацию. Азия-Плюс