Современная мировая историко-политическая наука разработала достаточное количество теоретических концепций, определяющих или разъясняющих различные аспекты формирования государственных образований, государственных идеологий, а также идей и ценностей, оказавших существенное влияние на страновое, региональное и мировое развитие.
Целесообразнее рассмотреть перспективную на наш взгляд концепцию — «географический детерминизм». Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между человеческим обществом и географической средой. Примеры: Древний Египет создается в бассейне р. Нил; Ассирия, Урарту, Вавилон, Элам в бассейнах рек Евфрат и Тигр; Китай в бассейне р. Хуанхэ, древняя Индия между реками Инд и Ганг; Волга великая река России, Вароруд между великими реками Окс и Яксарт и т.д.
Впервые вопрос о роли географического фактора в развитии общества был поставлен в Древней Греции и Китая. Его открытие традиционно специалисты связывают с именами Геродота, Страбона, Сыма Цяня и др. Достаточно изучить известные произведения античности «История» Геродота и «География» Страбона и «Исторические записки» Сыма Цяня, чтобы убедиться в актуальности этой концепции и поныне.
Однако в отличие от других современных специалистов мы будем оперировать не подходом «(безжалостного) покорения природы», а наоборот, подходом «уважения природы» через дуализм — «степь и оазис».
Анализ отношения к окружающей среде всех 27 централизованных государственных образований, в составе которых жил таджикский народ и его славные предки, выявил интересную закономерность, так как три важнейших из них (империя Кушаншахов, государство Саманидов и Республика Таджикистан, в составе которой мы сегодня живем) выработали почти идентичное уважительное отношение к окружающей среднее, точнее, водным ресурсам.
Теперь совместно рассмотрим духовно-историческую связь между культом реки Вахша, распространенного во времена империи Кушаншахов (I-III вв.), идеей «Буи Чуи Мулиён» во время расцвета государства Саманидов (X в.), инициативой президента Э. Рахмона в настоящее время (ХХI в.), в которых аккумулируется и кристаллизуется уважительное отношение таджикского народа к одному из ценнейших природных ресурсов нашей планеты — воде.
Первичный взгляд идейно-политической истории империи Кушаншахов свидетельствует о том, что великий Кушаншах Канишка благосклонно относился к буддизму, при поддержке которого состоялся очередной IV Вселенский собор буддизма. Однако тщательный анализ духовной жизни этой империи показывает, что среди большинства религий, культов и верований в пространстве этой великолепной империи существовал культ реки Вахша (Бог Охшо), занимающий уникальное место в нашем исследовании. Необходимо отметить, несмотря на то, что в имперском периоде всемирно-исторического развития человечества, когда в мире было, в общем, всего пять империй, две из которых (империя Аршакидов (или Великая Парфия) и империя Кушаншахов) были образованы нашими великими предками-саками. Однако, к огромному сожалению, славная империя Кушаншахов не оставила достаточных письменных источников, чтобы мы всесторонне исследовали ее духовную жизнь, особенно вопросы формирования и функционирования культа реки Вахш (или бога Охшо). Поэтому мы обращаемся к достижениям археологической науки, нумизматики и естественной географии, и проведем историческую реконструкцию.
Первоначальным ареалом обитания саков-кушанов (кит. юэчжи) согласно «отцу китайской историографии» Сыма Цянь был Ганьсуйский коридор, связывающий внутренний Китай с Таримским бассейном (совр. СУАР КНР), которые создали, согласно известному специалисту по степным империям С. Г. Кляшторному, первую в мире архаическую кочевую империю. Позднее кочевые племена гуннов, находящихся в подчинении у саков-кушан, усилились и начали теснить своих бывших сюзеренов (вспомните аналог с Саманидами, Караханидами и Газневидами). Под их натиском саки-кушане стали отступать на запад. Позже грозные гунны направили свой гнев против более 40-миллионого Китая, поэтому китайский император вспомнил об их бывших сюзеренах саков и отправил к ним своего посланника Чжана Цяня. Не могу отказаться от соблазна подчеркнуть, что от данной китайской дипломатической миссии берет свое начало Великий шелковый путь. Императорский посланник нашел саков после 12 лет скитаний и пленения в 126 г. до н.э. на севере Бактрии (кит. Дася) на правом берегу Амударьи (кит. Гуйшуй). Саки не приняли китайское предложение возвращения в Ганьсу и открытия «второго фронта» против своих бывших подчиненных-гуннов. Не могу отказаться от второго соблазна подчеркнуть, что 40-миллионный Китай обратился к 400-тысячному кочевому населению саков-кушан для борьбы против грозных гуннов, имеющих, согласно подсчетам специалистов, полуторамиллионное мобильное население.
Мы долгие годы искали ответ на вопрос — Почему саки–кушане, которые как и другие кочевые народы, воспитанные в духе степной вендетты (мести), потерпевшие несколько поражений от гуннов, отказались при появлении прекрасной возможности от ведущей империи мира (Китая) для совместного похода против них. Мысль о трусости исключается решительно, так как весь древний мир знал о славе «сакской (скифской или парфянской) стрелы», и они возглавляли «народы, натягивающие лук».
Два года назад нам удалось проехать почти 3200 км от ворот Ганьсу (г. Дуньхуан) до Душанбе по Шелковому пути, который во многом повторял маршрут откочевки саков- кушан, и понять их возможный отказ возвращения назад и возможного создания культа реки Вахш.
Хотя этот маршрут несколько отличается от маршрута саков, основная масса которых двигалась по северному склону горного хребта Тянь-Шань, а малая часть по южному склону, по которому двигались мы, конечный пункт один — среднее течение р. Вахш. Не только провинция Ганьсу, но и обширный Таримский бассейн по сей день страдают от нехватки воды. Хотя Джунгария, Хафтруд и бассейн Сирдарьи обладают достаточными водными ресурсами, однако совместные военный рейды гуннов совместно с усунами, не позволили сакам-кушанам закрепиться в этих исторических областях. Поэтому они, проходя через дружественные народы Ферганы, Кангдеж и Согдианы, вышли к северной части Бактрии (бассейн р. Вахш), сокрушив греческих завоевателей. Им понадобилось одно столетие, чтобы залечить раны и создать славную империю Кушаншахов, протянувшуюся от Аральского моря до берегов Индийского моря. Опорой для восстановления стали водные ресурсы Вахшского бассейна, свидетельством которого выступает кушанская нумизматика, где зафиксирован кроме других легенд культ бога Охшо (Вахш).
Однако вскоре начались неспокойные времена Великого переселения народов, когда целые империи и народы (Рим, империя Хань Китая и др.) попали под копыта мигрирующих племен. Как свидетельствуют римские, византийские, китайские источники (несомненно родное «Шахнаме»), многочисленные племена как «пчелиный рой» обрушили всю древнюю конструкцию. Эфталиты, хиониты, кидариты, древние тюрки и наконец арабы заполнили наш древний и благословенный Вароруд, и с создания централизованных таджикских государств (Тахиридов, Саффаридов и наконец Саманидов) началась эра глубокой умозрительной работы по созданию гармонии общества и природы.
Из этой эры средневековья мы берем как образец идеи «Бўи Љўи Муллиён», воспетого нашим великим поэтом Рудаки.
Общеизвестно, что внук Исмаила Саманида — Эмир Наср ибни Ахмад (914-943 гг.) совершает инспекционную поездку по своим владениям и попадает в г. Герат, в культурно-исторический центр Хорасана. Ему понравилась природа Герата и, по некоторым данным, эмир задерживается в городе на четыре года. Другими словами политический центр государства Саманидов временно перемешается в Герат, так как эмира кроме его мобильного гарема, сопровождает весь его дарбор (администрация) и диваны (министерства), а также большая часть войск. Постепенно усиливается недовольство в окружении эмира, которые уже тяготеют от продолжительного пребывания главы государства вдали от столицы — благословенной Бухары. Близкое окружение не может уговорить вернуться эмира домой, который увлекся пиршествами (утонул в своем гареме). Необходим было разработать экстраординарный подход, чтобы убедить эмира о величия и непревзойденности Бухары и заставить его вернуться домой. Мудрый великий визирь Балами обращается к Устоду Рудаки спасать положения, так как история полна свидетельствами, как ослабляется центральная власть в Вароруде, так сразу степь начинает бурлить, и потоки кочевых племен начинают переходить через Сырдарью.
Устод Рудаки блестяще справляется с поставленной задачей государственной важности и сочиняет стих, который уже столетиями звучит в каждой таджикской семье:
Бӯи ҷуй Мӯлиён ояд ҳаме,
Ёди ёри меҳрубон ояд ҳаме.
Реги Омуву дуруштиҳои он
Зери поям парниён ояд ҳаме.
Оби Ҷайҳун бо ҳама паҳноварӣ
Хинги моро то миён ояд ҳаме.
Также общеизвестно, услышав это, эмир, быстро отрезвев, вскакивает на своего коня и возвращается со своей огромной свитой в Бухару, где среди многочисленных городских каналов протекает ставший вмиг знаменитый канал — Љўї Мўлиён.
Потом долгие столетия идея «Бӯи ҷуй Мӯлиён» остается символом гармоничного и трепетного отношения таджика–горожанина и дехканина к живительной силе воды и ее запасов по всему Вароруду. Постепенно концепция «Љўї Мўлиён», выходя далеко за территорию славного города, стала символом освоения новых садов, городов и оазисов трудолюбивым таджикским народом, к которым прорывались арыки, кяризы и магистральные каналы
Тем временем снова начинает бурлить степь и поочередно Вароруд заполняется кочевыми племенами, которые создают государства Караханидов, Сельджукидов, Хорезмшахов, Чагатайский улус, Темуридов, Шейбанидов, Джанидов, Бухарский эмират. Позднее всех в борьбу за власть в Вароруде включается Россия, которая устанавливают свой протекторат над Бухарским эмиром.
В начале 90-х годов прошлого столетия древний таджикский народ приобретает свою независимость, и создается Республика Таджикистан. Теперь таджикский народ получает прекрасную возможность заново заниматься своим традиционным делом – рыть десятки новых каналов, закладывая рядом с ними новые сады, осваивая новые степные и пустынные земли (Љўї Мўлиён).
В условиях свободной независимой жизни, опираясь на колоссальный историко-культурный багаж таджикского народа, глава государства в 2002 году с трибуны ООН выступает с инициативой, ставшей известной как «Вода для жизни», поддержанной мировым сообществом (148 странами) и зафиксированной специальной Резолюцией ООН как «Международный год пресной воды».
Глава государства к моменту приобретения суверенитета возглавлял одного из крупных сельских хозяйств района, развития которого полностью зависело от водных ресурсов великой реки Вахш, поэтому он интуитивно понимал значения водных ресурсов не только для освоения новых земель, но и повседневной жизни не только таджикского народа, но и всех народов мира.
Как стало известно, что наши славные предки – саки-кушаны, бывшие хозяева Великой степи, более 2150 лет тому назад под натиском грозных гуннов откочевали от ворот внутреннего Китая в северную Бактрию. Здесь в благодатной земле бассейна р. Вахш они создали образ бога Охшо, покровителя воды и, залечив раны, создали одну из уникальных империй древности. Создание культа реки Вахш было первым письменно фиксированным памятником (хотя очень лаконично в легендах и монетах) трепетного отношения таджикского народа к воде.
Не можем не подчеркнуть, что после откочевки на запад саков-кушанов, другие наши предки – согдийцы, ранее откочевавшие туда, во взаимодействии с древними китайцами создали в Таримском бассейне (совр. СУАР КНР) такую разветвленную сеть уникальных водно-ирригационных сооружений — кяризов, общая длина которых в настоящее время не уступают общей протяженности Великой китайской стены – практически 4,5 тыс. км.
Но эта тема другого исследования.
Абдугани Мамадазимов, политолог, доцент ТНУ. Азия-Плюс