Расширение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), запланированное на июльский саммит в Уфе, станет крупным международным событием.
Очевидно, что организация стран, суммарная численность населения которых составляет 45% населения мира, способна внести самые серьезные коррективы в международную политику. В известной степени ШОС в новом составе постоянных членов — с Пакистаном, Индией и Афганистаном — лишит западные страны права ссылаться на мнение «международного сообщества».
ШОС для стран Центральной Азии, в том числе Таджикистана и Афганистана, несет значительные выгоды и преимущества перед любой другой международной организацией. Это не только возможности экономического сотрудничества или помощь, связанная с безопасностью, это еще существенные политические возможности. ШОС позволяет небольшим странам, которые в других международных организациях, в том числе и ООН, играют преимущественно роль статистов и голосовальщиков, проводить самостоятельную внешнюю политику.
Сама по себе политическая архитектура ШОС благоприятствует повышению роли небольших государств, не обладающих большими экономическими или политическими ресурсами. Высший орган ШОС — Совет глав государств-членов, в соответствии с положением 2003 года, правомочен только при условии присутствия всех глав государств — членов организации. Решения принимаются без голосования, консенсусом. Это исключает внутренний раскол организации и явочное оформление там «диктатуры большинства», когда сильные страны формируют блок зависимых от себя стран и продавливают свое решение большинством голосов. Нечто подобное можно видеть, например, в ООН. В ШОС для принятия решения требуется согласие каждого члена.
Помимо этого, положение о Совете глав государств-членов предусматривает, что каждая страна — член организации может изложить свою точку зрения по отдельным вопросам или конкретным аспектам принимаемого решения, и эта точка зрения будет внесена в протокол. Также каждый член организации имеет право инициативы проведения внеочередного Совета глав государств-членов, рассмотрения и принятия решений, деклараций и заявлений. На подготовку этих документов, согласно положению, отводится минимум два месяца.
То, что небольшие страны, такие как Таджикистан, играют большую политическую роль в ШОС, было наглядно продемонстрировано на Душанбинском саммите ШОС в сентябре 2014 года, на котором было принято историческое решение — принят новый порядок приема в состав организации новых постоянных членов. Консенсус по этому вопросу долго не находился, но вот, под председательством Таджикистана, этот важнейший пакет документов был разработан, согласован и принят. Душанбинский саммит тем самым проложил дорогу к дальнейшему расширению ШОС, а следовательно, к повышению его международной политической и экономической роли.
Шанхайская организация сотрудничества становится одной из наиболее важных международных организаций в силу своих базовых принципов. Во-первых, это принцип равноправия и сотрудничества стран-членов. Глава огромного Китая, страны с лидирующей ныне в мире экономикой, садится за один стол с главой Кыргызстана, чей ВВП примерно втрое меньше, чем ВВП одного только китайского города Чэнду. Столь огромная разница в экономическом развитии стран — членов ШОС вовсе не препятствует сотрудничеству в рамках организации. Во-вторых, принцип решения конкретных задач. ШОС не строилась для политического закрепления чьих-то политических амбиций, а создавалась для решения конкретных, предметных задач, представляющих общий интерес. Первоначально это была совместная охрана границ, потом к этому добавилась борьба с терроризмом, экономическое, научное и культурное сотрудничество. Список этих задач ШОС объединяется общим подходом к проблемам обеспечения на территории стран — членов организации мира, безопасности и развития. В-третьих, к базовым принципам ШОС можно отнести принцип помощи со стороны сильных членов слабым. Наиболее наглядно это было видно при проведении саммитов ШОС в Бишкеке в 2007 и 2013 годах, когда Китай и Россия выделяли безвозмездные гранты и предоставляли технику для необходимой подготовительной и организационной работы. Далеко не все международные организации так относятся к своим беднейшим членам. Например, в ООН несколько маленьких и бедных государств, просрочивших свои годовые взносы, частью лишили права голоса, а частью — даже права посещения Генеральной Ассамблеи ООН.
Эти базовые принципы дают широкий простор для конструктивной, созидательной политики всех членов ШОС и резко сокращают возможность недружественных шагов и действий. Например, несмотря на то что между Таджикистаном и Узбекистаном весьма напряженные отношения, связанные с водно-энергетической проблемой, узбекская сторона препятствует перевозкам грузов в Таджикистан, есть споры и конфликты по поводу приграничных территорий, тем не менее в рамках ШОС консенсус был найден. Узбекистан согласовал выработанные Таджикистаном предложения по поводу порядка приема новых постоянных членов, согласовал также соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, то есть действовал во многом вопреки собственной же политике. Причина столь необычного поведения Узбекистана, всегда демонстрировавшего при любой возможности собственную, особую позицию и не слишком скрывавшего своих претензий на региональное лидерство, лежит на поверхности. Очень уж привлекательны для Узбекистана экономические возможности, открываемые ШОС, в особенности связанные с Россией. Доля России во внешней торговле Узбекистана составляет около 30%. Доля России и Китая вместе — около 38%. Доля переводов трудовых мигрантов, работающих в России, составляет 11% от ВВП Узбекистана. При таких условиях, конечно, лучше отложить разногласия с Таджикистаном до следующего раза и присоединиться к консенсусу.
Очевидные экономические выгоды от сотрудничества с сильными членами ШОС сдерживают деструктивные устремления Узбекистана и заставляют его двигаться в русле общей политики доминирования общего интереса. В новом формате ШОС, который сложится на саммите в Уфе, от решения противоречий между Узбекистаном, с одной стороны, и Таджикистаном и Афганистаном, с другой стороны, будет зависеть развитие экономических связей с новыми постоянными членами организации: Афганистаном, Пакистаном и Индией. Не должно быть никаких транспортных, энергетических, тарифных, административных и прочих препятствий для развития связей между Россией, Китаем, странами Центральной Азии и Афганистаном, Индией и Пакистаном. Конечно, Китай сейчас строит дорожную систему в направлении Пакистана, чтобы связать свои западные провинции с этой страной и портами на побережье Индийского океана. Однако в силу чисто географических причин этой артерии явно будет недостаточно. Основные коммуникации так или иначе пролягут через Афганистан.
Из этого следует, что Узбекистану придется оставить свою политику зажима таджикской и афганской сторон, в особенности зажима на транспорте, и злоупотребления своим господствующим положением. Принцип общего интереса требует, чтобы в рамках расширенного ШОС таких барьеров, возмущающих всех грузоотправителей, не было. То же самое можно сказать и о водно-энергетической проблеме, которую нужно будет разрешить к общей выгоде членов ШОС. К тому же возникает весьма соблазнительная перспектива использования гидроэнергетического потенциала обширной горной системы, простирающейся от юга Казахстана до севера Индии, и создания на этой основе очень мощного гидроэнергетического узла, способного снабдить электроэнергией и водой добрую половину Евразийского континента. По сравнению с этим любые узбекские возражения будут очень слабы.
Итак, расширение состава ШОС создает новую политическую и экономическую ситуацию в Центральной Азии. У небольших стран: Таджикистана, Афганистана и Кыргызстана — появляются колоссальные возможности, которые им нельзя получить ни от какого другого международного объединения. Усиленный Шанхайской организацией сотрудничества, голос Таджикистана становится хорошо различим и на мировой политической арене. Оно и неудивительно: Россия и Китай — очень влиятельные и могущественные страны, постоянные члены Совета безопасности ООН, члены «ядерного клуба» и так далее, и тому подобное. Отблеск этой мощи в известной степени падает и на их союзников и партнеров по региональному сотрудничеству, и этим стоит воспользоваться.
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ, обозреватель, специально для Asia-Plus