Уроки ислама в школах — панацея от радикализма?

С целью снижения нездорового интереса молодежи к радикальным группировкам независимые эксперты предлагают правительству сотрудничать с известными религиозными лидерами, в частности, с семьей Тураджонзода, а также с ПИВТ. Специалисты из ЦСИ, в свою очередь, предлагают вводить уроки ислама в начальных классах школ.

Примут ли власти эти предложения ради безопасности страны?

Ввести уроки исламской религии

Если у детей не будет  представления об истинном исламе, радикальные  группировки смогут легко вербовать их уже в подростковом возрасте. Об этом и в целом о проблеме растущего числа таджикской молодежи, примыкающей к различным радикальным и экстремистским группировкам, был посвящён круглый стол в Душанбе, инициированный Центром стратегических исследований (ЦСИ) при президенте страны.

Директор ЦСИ Худойберди Холикназар в своем выступлении сказал, что уже в начальных классах  надо вводить уроки по исламу. По словам главного стратега страны, соответствующие госорганы  должны обсудить данный вопрос. «Конечно, вопрос о внедрении уроков по исламу остается одним из самых обсуждаемых. Как  предлагают эксперты, мы должны ввести эти уроки, чтобы наши дети сумели ознакомиться с настоящей историей ислама, чтобы они могли отличить правдивый ислам от других радикальных течений. Если у детей не будет вообще никакого представления о нашей религии, то радикальным группировкам будет легко вербовать их еще в подростковом возрасте», — заявил Х.Холикназар.

Напомним, в 2009 году предмет «Маърифати исломи» (Культура ислама) был внесен в школьную учебную программу и преподавался учащимся 8-х классов общеобразовательных школ. Однако позже, в феврале 2011 года, Министерство образования страны приняло решение о снятии из школьной учебной программы этого предмета и вместо него ввести  предмет «История таджикского народа», в рамках которого учащиеся также будут изучать историю ислама.

Еще тогда известные религиозные деятели и независимые эксперты высказались о том, что данный шаг властей, а также другие их попытки отделить молодежь от ислама могут привести к тому, что место понятий о традиционном исламе в умах подрастающего поколения вскоре могут занять религиозные мировоззрения радикального характера.

«Не только в школах, но и университетах должны были внедрить программу по исламу (Islamic Studies). Это те предметы или уроки, которые преподаются в образовательных учреждениях всего мира. Но в Таджикистане мы видим обратное», — считает по этому поводу аналитик Мехмоншо Шарифов. По мнению эксперта, таджикские власти из-за своего цензурного мышления и из-за того, что они являются зависимыми, поступают наоборот и тем самым наносят вред национальным принципам.

Как и кто  вербует молодежь

По словам Худойберди Холикназара, в сети радикальных исламских групп, в основном, попадаются молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.

«Есть сведения, что в Таджикистане наших граждан вербуют и в тюрьмах. Есть такие факты, когда иностранные граждане специально едут сюда, нарушают права и попадают в тюрьму. И там проводят свою «миссионерскую» деятельность. Поэтому мы предлагаем этих иностранных эмиссаров держать отдельно от других», — предлагает директор ЦСИ.

Он также высказал пожелание, чтобы после освобождения заключенных МВД постоянно имело контакты с ними.  По его словам, жертвами радикальных групп, в основном, становятся уязвимые слои населения, трудовые мигранты. Директор ЦСИ предложил специалистам из Центра исламоведения при президенте страны, Комитету по религии, Совету улемов и имам-хатибам активно вести работу с населением. «Мы знаем, что, в основном, наши граждане попадаются в сети радикалов в миграции. Поэтому будет лучше, если муфтият и специалисты из вышеуказанных структур регулярно организуют поездки в Россию и будут вести объяснительные беседы с нашими мигрантами. Все мы знаем, что наши граждане не имеют четкого и правильного понимания об исламе. А иностранные эмиссары могут обмануть наших граждан, которые с целью заработка уехали в Россию», — добавил Х.Холикназар.

Директор ЦСИ предложил, чтобы проводились короткие курсы  для молодежи по теме истории религии, толерантности, национального единства. Строились спортивные площадки, школы и культурные центры, клубы.

Социолог Марям Давлатова считает, что материальная мотивировка –  одна из причин, которая толкает молодежь в экстремистские организации, но она, скорее, более поверхностная. «Есть и другие причины, которые связаны с семьей, взаимопониманием родителей с детьми психологическими травмами в подростковом возрасте, недостаточностью родительского понимания и внимания к детям и т.д. И конечно — недостаточность знания ислама настоящего, который призывает к миру, а не к войне», — говорит эксперт.

По ее словам, необходимо  просвещать народ, предостерегать от этой опасности. «Круглые столы, наверное, тоже нужны, однако, беседы с простым народом, чьи дети попадают в эти ловушки — намного важнее. Эта работа должна проводиться хорошо обученными специалистами. Порой наши чиновники не умеют говорить с народом и поэтому могут наломать дров, так как тема эта очень деликатная», — считает Марям Давлатова.

Кто сможет помочь?

На круглом столе замредактора газеты «Насими Исфара» Абдумуталлиб Шарипов отметил, что на севере страны пока что главной причиной попадания наших граждан в радикальные группы является их низкое социальное положение.

По его словам, с 2010 по 2015 годы в Согдийской области было зафиксировано 311 случаев, когда граждане переходили в радикальные группировки. По данным Шарипова, в этом году ситуация намного ухудшилась. «Мы выяснили, что только за последние два месяца в нашей области 52 человека вступили в радикальные движения и группы, и что 36 из тех, кто находится в Сирии, были жителями Исфары. Среди них 6 женщин и 29 мужчин из села Чор кишлок. Все они и, в основном, из-за проблем с недостатком работы, материальных трудностей стали частью радикальных групп», — сообщил редактор.

Абдумуталлиб Шарипов, обсуждая далее эту тему, предложил, чтобы правительство страны начало сотрудничество с известными религиозными деятелями. По его словам, в борьбе с радикализмом и экстремизмом властям Таджикистана смогут помочь братья Тураджонзода, а также ПИВТ.

Напомним, Шарипов предлагает сотрудничать с братьями Тураджонзода и ПИВТ тогда, когда за последние годы давление на них усиливается.

На вопрос «АП» о том, учтут ли данные предложения специалисты из ЦСИ и отправят ли отчет властям о том, чтобы они начали сотрудничать с известными религиозными деятелями и Партией исламского возрождения, Сайфулло Сафаров — заместитель главы ЦСИ, сказал: «Такие предложения озвучивались на страницах СМИ и до круглого стола. Но дело в том, что правительство Таджикистана всегда сотрудничает с ними, с гражданским обществом. Между властями и религиозными деятелями, политическими партиями и гражданским обществом нет никаких разделений, и со всеми ведутся работы на одном уровне».

Независимый эксперт Сайди Ворисов согласен с мнением, что известные религиозные деятели смогли бы помочь властям для борьбы с радикализмом и экстремизмом. «Но есть такая методика, когда вначале любая власть  использует только свои силы и рычаги. Мы понимаем, какое влияние имеют религиозные деятели и какую роль смогли бы они сыграть для борьбы с радикализмом. Призвать и использовать эту силу было бы только на пользу нации и государства», — говорит эксперт.

Социолог Марям Давлатова считает, что объединяться и сотрудничать перед большой опасностью всегда продуктивно. «Только при этом всем сторонам нужно быть предельно честными. В самом начале  нужно обговорить все моменты. Среди религиозных деятелей много истинных патриотов и прекрасных знатоков настоящего ислама. Необходимо им дать трибуны не только в мечетях, но и в СМИ, особенно, на ТВ», — заключила М. Давлатова.

МЕЖДУ ТЕМ:

У вербовщиков — миллионные аудитории

На сегодняшний день боевики ИГИЛ активно пользуются  соцсетями и Интернет-ресурсами, такими, как Facebook, Tumbler, Twitter и видео- порталом YouTube. По словам Асомуддина Атоева — главы Ассоциации Интернет-провайдеров, у них на этих социальных сетях более 30 тысяч аккаунтов.

«Анализы показывают, что только в Twitterе у боевиков 13-миллионная аудитория. Это тогда, когда у Обамы на Twitterе 8,5 млн., а у всемирно известной футбольной команды Manchester United — 3,5 миллиона  аудитории», — говорит А.Атоев.

По словам эксперта, боевики ИГИЛ также вербуют молодых женщин, а это говорит о том, что они появились с целью воевать не на ближайшие 5-10 лет, а на долгие годы. Глава Ассоциации Интернет-провайдеров Таджикистана сказал, что видео таджикских боевиков, которые воюют в Сирии, в YouTube набрало до 70 тысяч просмотров. Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.