Афганистан нужно пригласить в ШОС. В интересах Таджикистана

В этом году в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) намечается значительное расширение.
Саммит ШОС в Уфе в июле 2015 года будет рассматривать заявки на постоянное членство в этой организации, поданные Пакистаном и Индией. Поскольку обе страны уже давно принимают участие в работе ШОС в статусе наблюдателей, вероятнее всего, их заявки будут одобрены. Однако из числа претендентов на постоянное членство в ШОС неожиданно «выпал» Афганистан.

С одной стороны, причины вроде как объективные: в Афганистане очень сложно прошли президентские выборы в 2014 году, до сих пор не могут полностью сформировать кабинет министров, идет процесс вывода иностранных войск. На фоне всех этих событий может показаться, что вступление в ШОС стоит на втором плане. Однако это только так кажется. При более внимательном рассмотрении саммит в Уфе в 2015 году представляет собой наиболее благоприятный момент для вступления Афганистана в ШОС, которого потом может еще очень долго не представиться.

Для Таджикистана вопрос вступления Афганистана в ШОС также имеет немаловажное значение. Положение у соседа сильно влияет на республику, а собственных политических и экономических ресурсов Таджикистана пока что слишком мало, чтобы самостоятельно повлиять на обстановку в Афганистане в позитивном ключе. Нормализация ситуация в Афганистане — это задача больших политических организаций, таких, как ШОС. Потому Таджикистану имеет смысл принять активное участие в продвижении заявки Афганистана на постоянное членство в ШОС, в том числе, уговорить афганских коллег не тянуть больше с подачей необходимых документов.

Почему это необходимо? Есть несколько моментов.

Во-первых, вывод иностранных, в первую очередь, американских войск из Афганистана приведет к снижению приоритетности афганской проблемы для официального Вашингтона, а там уже рукой подать до сокращения объема финансовой помощи. Это момент принципиальный, поскольку именно на иностранной финансовой помощи держится боеспособность афганской национальной армии и полиции. Снижение финансирования приведет или к снижению финансирования армии, или к сокращению ее численности. То и другое дают некоторые шансы талибам и недавно объявившимся в Афганистане сторонникам «Исламского государства» (ИГИЛ). Это может произойти быстро, и  поставит Таджикистан перед лицом новой угрозы с юга. В рамках ШОС эту проблему можно решить. Экономики стран ШОС суммарно уже сейчас лишь немного уступают экономике США, а с приемом Пакистана и Индии, вероятно, превысят ее. ШОС реально может предоставить Афганистану финансовую поддержку и, более того, добиться, чтобы с ее помощью достигался зримый и ощутимый эффект. Если Афганистан не повысит своего статуса в ШОС, то рассчитывать, даже в теории, на финансовую поддержку ему будет трудно.

Во-вторых, у ШОС есть большой политический потенциал для урегулирования ситуации в Афганистане. Организация в новом составе (если Афганистан тоже вступит в ШОС в качестве постоянного члена вместе с Индией и Пакистаном) включит практически все стороны, заинтересованные в скорейшем афганском урегулировании. Проблему можно будет обсудить вместе, за круглым столом и на равноправной основе, принять решения, имеющие обязательную для членов организации силу. Думается, не надо говорить, насколько для Таджикистана важно мирное урегулирование в Афганистане на основе политических усилий и переговоров.

В-третьих, в ШОС есть весьма неплохие экономические механизмы сотрудничества: Россия и КНР (вместе 97% ВВП ШОС) дают возможность развития слаборазвитым странам — членам ШОС. Таджикистан уже ощущает результаты этого сотрудничества, поскольку в республику приходят китайские инвестиции и кредиты, сооружаются крупные объекты инфраструктуры, без которых невозможно дальнейшее развитие ее экономики. Аналогичным образом экономическое влияние ШОС может быть распространено и на Афганистан. Более того, экономическая помощь, инвестиции и кредиты могут быть предоставлены Афганистану не только «с севера», то есть от России и КНР, но и «с юга» — от Индии и Пакистана. Афганистан получает доступ к огромному и очень емкому рынку, доступ к транспортной системе, что необходимо для обеспечения его экспорта, который связан с ростом благосостояния афганского общества, что, в свою очередь, объективно отвращает население от поддержки боевиков и наркоторговцев.

Если суммировать, то присоединение Афганистана к ШОС в статусе постоянного члена создает условия для решения уставных задач этой организации, а также  наиболее благоприятные, из всех возможных, условия для его развития.

В-четвертых, для Таджикистана есть дополнительный аргумент. Вступление Афганистана в ШОС позволит интенсифицировать приграничное сотрудничество между  соседями, ускорить строительство транзитных железных дорог, открывающих таджикским товарам гораздо более широкий доступ на экспортные рынки, да и вообще обеспечить приток инвестиций в приграничные районы этих стран. Экономические механизмы ШОС будут этому содействовать. Возможно, что в будущем под эгидой ШОС возьмутся за строительство каскада ГЭС на Пяндже. Думается, что излишне говорить, насколько это имеет большое значение для Таджикистана.

Итак, вступление Афганистана в ШОС со всех сторон — выгодно, причем, не только ему самому, но и его соседям и всей организации в целом. Поскольку на все вышеописанные меры требуется определенное время, нужно содействовать максимально быстрому повышению статуса Афганистана в ШОС. Это должно быть сделано на саммите в Уфе. Тогда уже через 2-3 года можно будет рассчитывать на первые значимые результаты сотрудничества в рамках ШОС. Если же Афганистан не вступит, то очень и очень многие политические, экономические и инфраструктурные возможности будут отложены на неопределенное будущее, и они могут вообще никогда не реализоваться. Для Таджикистана подобный поворот событий будет означать серьезный урон.

Одним словом, Афганистан нужно в ШОС пригласить. И весьма настойчиво.

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ, обозреватель, специально для «Asia-Plus»

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.