Каждый год в начале апреля таджикские и российские пограничники выезжают в район КПП «Нижний Пяндж», чтобы почтить память погибших в катастрофе, произошедшей здесь 16 лет тому назад.
Тогда в ходе выполнения служебного задания у берегов Пянджа погибли сразу восемнадцать человек.
О том, что это была за трагедия и почему очевидцы тех событий вспоминают о ней так, как будто она произошла вчера, — в материале «АП».
РОССИЙСКИХ пограничников на берегах Пянджа уже давно нет. В этом году исполняется 11 лет, как они покинули таджикско-афганскую границу и передали охрану этих рубежей своим таджикским коллегам. Еще раньше берега Пянджа перестали быть краем Советского Союза: эта граница уже 25 лет значится как таджикско-афганская. Впрочем, если вам посчастливится здесь побывать, будьте уверены — путешествие в прошлое гарантировано. Девчонки с пышными белыми бантами из районной школы расскажут вам стихи о том, как здорово жить «на краю бескрайней Родины, где мама колдует над горячими лепешками». Мальчишки в почти пионерских галстуках (разница только в двух дополнительны цветах – белом и зеленом) споют песню о том, что друг «вчера не вернулся из боя». Еще здесь трепетно заботятся о мраморной табличке, которую установили в память «воинам-интернационалистам, выполнившим свой долг в Афганистане». Все совместные таджикско-российские церемонии начинаются именно здесь: возложение цветов, воинское приветствие и несколько секунд молчания.
«Независимая газета», 03.04.1999:
«Вчера в 11:30 утра потерпел катастрофу вертолет Ми-8, принадлежащий Группе российских погранвойск в Таджикистане. Это произошло через 35 минут после вылета. Погибли 18 человек, в том числе начальник штаба группы генерал-майор Берсенев, заместитель начальника группы полковник Сокол и начальник Пянджского погранотряда полковник Усенко. Ми-8 упал в реку Пяндж».
Многие из тех, кто каждый год приезжает сюда возложить цветы в память о тех, кто погиб на другом берегу Пянджа или закончил свои дни, охраняя этот, сами были непосредственными участниками советской операции в Афганистане или несли пограничную службу на нашей границе. Сегодня они — военнослужащие пограничных войск ГКНБ РТ, представители группы пограничного сотрудничества ФСБ РФ в РТ или 201-й российской базы в Таджикистане.
— Тогда, в 1999 году ситуация в Афганистане резко осложнилась, — вспоминает полковник таджикских пограничных войск Фируз АБДУРАЗАКОВ. — Возникла угроза прорыва нашей границы со стороны талибов. В конце марта было принято решение совершить разведывательный облет участка таджикско-афганской границы. Вертолет МИ-8, принадлежавший группе пограничных войск РФ, вылетел на задание 2 апреля 1999 года. Через 35 минут после взлета он потерпел крушение, погибло 18 человек.
Метеоусловия в тот день были подходящими, экипаж — профессионалы, вертолет в исправном состоянии. Но в 11:30 МИ-8 зацепился за провода линии электропередачи, тянущиеся из Таджикистана в Афганистан, потерял управление и рухнул в мутный Пяндж.
— Эта трагедия тогда потрясла всю Россию: в один миг мы лишились блестящих офицеров, профессиональных военнослужащих, — говорит руководитель группы пограничного сотрудничества ФСБ РФ в РТ Дмитрий БОБРОВ. — Каждый из них внес свою лепту в охрану таджикско-афганской границы, поэтому чтить их память – это наш общий долг.
Операция по поиску тел погибших военнослужащих и подъему частей разбившегося вертолета со дна Пянджа с перерывами длилась больше месяца. На помощь российским пограничникам пришли таджикские спасатели. По воспоминаниям полковника ГК ЧС и ГО РТ полковника Олега ПИЛЬКЕВИЧА, «водолазам в пянджской воде пришлось очень сложно — видимость не превышала расстояния вытянутой руки, течение очень сильное, да и не по-весеннему холодно было тогда».
Александр, всесоюзный форум пограничников:
«Вертолет резко пошел вниз, у него вверх задралась балка с винтом, попала в провода линии электропередачи. Хвост срезало, машина, потеряв винт, начала вращаться, её подбросило вверх метров на сто, а потом вертикально вниз, в речку. Винт вертолета торчал из реки, но сам борт моментально стало затягивать в ил. Пытались сразу вытащить вертолет за редуктор винта с помощью троса и трактора, но не получилось — редуктор вырвало, а борт еще сильнее стало затягивать в ил. Больше месяца специальные группы на лодках вылавливали тела погибших. Большую помощь в поисках оказали афганские полевые командиры. Тех, кого они находили на своем берегу, сразу передавали нашим. Тела привозили в Душанбе и прощались в комендатуре управления. Тяжелый был месяц».
В ходе операции было найдено 18 тел. Только не все они принадлежали военнослужащим, погибшим при крушении Ми-8. Вместо старшего сержанта Григория Савельева, погибшего в авиакатастрофе, было найдено тело войскового разведчика Сергея Елисеева, пропавшего в августе 1998 года во время высадки на остров при преследовании нарушителя границы. Почти 60 километров его тело протащило течением, и на изгибе реки оно зацепилось за камыши на афганской территории. Афганцы сняли с него оружие и оставили на берегу. В апреле 99-го, когда шла эта поисковая операция, сами афганцы указали место, где остался Сергей Елисеев. Тело Григория Савельева навсегда осталось в Пяндже…
Теперь недалеко от места трагедии поставлен обелиск в память о погибших военных. Каждый год в начале апреля здесь проводится траурное мероприятие: совершается православное заупокойное богослужение, произносятся поминальные мусульманские молитвы. Причем учитывая то, что память погибших в этом году приехали почтить не только таджики и россияне, но и представители посольств Казахстана и Беларуси в РТ, это мероприятие стало носить уже международный характер.
— Хочется выразить огромную благодарность всем тем, кто охранял и охраняет таджикско-афганскую границу, — отметила посол Беларуси в РТ Ольга ГАВРУК. — Потому что, защищая эти рубежи, они несут ответственность за спокойствие всего нашего Содружества.
Список погибших в авиакатастрофе 2 апреля 1999 г.:
- Начальник штаба ПГ ФПС РФ в РТ генерал-майор Михаил Берсенев, 1953 г.р., осталось двое детей.
- Заместитель начальника ПГ ФПС РФ в РТ полковник Владимир Сокол, 1958 г.р., осталось двое детей.
- Командир войсковой части 2066 полковник Сергей Усенко, 1958 г.р., осталась дочь.
- Старший офицер штаба капитан Сергей Сенчев, 1970 г.р.
- Командир вертолетной эскадрильи майор Сергей Загорулько, 1969 г.р., вдовец, осталось двое детей.
- Старший бортовой авиационный техник старший лейтенант Александр Подплета, 1974 г.р.
- Старший летчик-штурман вертолета Ми-8 старший лейтенант Александр Семенов, 1973 г.р.
- Техник группы старший прапорщик Михаил Заплаткин, 1960 г.р., осталась дочь.
- Бортмеханик прапорщик Александр Мацнев, 1971 г.р.
- Старший офицер штаба капитан Вячеслав Малышев, 1972 г.р., остался сын.
- Командир взвода прапорщик Сергей Кауров, 1973 г.р.
- Командир отделения старший сержант контрактной службы Григорий Савельев, 1973 г.р.
- Старшина контрактной службы Амриддин Раджабов, 1976 г.р.
- Старший сержант контрактной службы Ислом Астанакулов, 1966 г.р., остался сын.
- Рядовой контрактной службы Павел Клюкин, 1971 г.р., осталась дочь.
- Младший сержант контрактной службы Рахим Расулов, 1974 г.р.
- Рядовой контрактной службы Эдуард Мальков, 1968 г.р., осталась дочь.
- Рядовой контрактной службы Джамшед Хакимов, 1976 г.р.