Черный апрель 99-го

Каждый год в начале апреля таджикские и российские пограничники выезжают в район КПП «Нижний Пяндж», чтобы почтить память погибших в катастрофе, произошедшей здесь 16 лет тому назад.

Тогда в ходе выполнения служебного задания у берегов Пянджа погибли сразу восемнадцать человек.

О том, что это была за трагедия и почему очевидцы тех событий вспоминают о ней так, как будто она произошла вчера, — в материале «АП».

РОССИЙСКИХ пограничников на берегах Пянджа уже давно нет. В этом году исполняется 11 лет, как они покинули таджикско-афганскую границу и передали охрану этих рубежей своим таджикским коллегам. Еще раньше берега Пянджа перестали быть краем Советского Союза: эта граница уже 25 лет значится как таджикско-афганская. Впрочем, если вам посчастливится здесь побывать, будьте уверены — путешествие в прошлое гарантировано. Девчонки с пышными белыми бантами из районной школы расскажут вам стихи о том, как здорово жить «на краю бескрайней Родины, где мама колдует над горячими лепешками». Мальчишки в почти пионерских галстуках (разница только в двух дополнительны цветах – белом и зеленом) споют песню о том, что друг «вчера не вернулся из боя». Еще здесь трепетно заботятся о мраморной табличке, которую установили в память «воинам-интернационалистам, выполнившим свой долг в Афганистане». Все совместные таджикско-российские церемонии начинаются именно здесь: возложение цветов, воинское приветствие и несколько секунд молчания.

«Независимая газета», 03.04.1999:

«Вчера в 11:30 утра потерпел катастрофу вертолет Ми-8, принадлежащий Группе российских погранвойск в Таджикистане. Это произошло через 35 минут после вылета. Погибли 18 человек, в том числе начальник штаба группы генерал-майор Берсенев, заместитель начальника группы полковник Сокол и начальник Пянджского погранотряда полковник Усенко. Ми-8 упал в реку Пяндж».

Многие из тех, кто каждый год приезжает сюда возложить цветы в память о тех, кто погиб на другом берегу Пянджа или закончил свои дни, охраняя этот, сами были непосредственными участниками советской операции в Афганистане или несли пограничную службу на нашей границе. Сегодня они — военнослужащие пограничных войск ГКНБ РТ, представители группы пограничного сотрудничества ФСБ РФ в РТ или 201-й российской базы в Таджикистане.

— Тогда, в 1999 году ситуация в Афганистане резко осложнилась, — вспоминает полковник таджикских пограничных войск Фируз АБДУРАЗАКОВ. — Возникла угроза прорыва нашей границы со стороны талибов. В конце марта было принято решение совершить разведывательный облет участка таджикско-афганской границы. Вертолет МИ-8, принадлежавший группе пограничных войск РФ, вылетел на задание 2 апреля 1999 года. Через 35 минут после взлета он потерпел крушение, погибло 18 человек.

Метеоусловия в тот день были подходящими, экипаж — профессионалы, вертолет в исправном состоянии. Но в 11:30 МИ-8 зацепился за провода линии электропередачи, тянущиеся из Таджикистана в Афганистан, потерял управление и рухнул в мутный Пяндж.

— Эта трагедия тогда потрясла всю Россию: в один миг мы лишились блестящих офицеров, профессиональных военнослужащих, — говорит руководитель группы пограничного сотрудничества ФСБ РФ в РТ Дмитрий БОБРОВ. — Каждый из них внес свою лепту в охрану таджикско-афганской границы, поэтому чтить их память – это наш общий долг.

Операция по поиску тел погибших военнослужащих и подъему частей разбившегося вертолета со дна Пянджа с перерывами длилась больше месяца. На помощь российским пограничникам пришли таджикские спасатели. По воспоминаниям полковника ГК ЧС и ГО РТ полковника Олега ПИЛЬКЕВИЧА, «водолазам в пянджской воде пришлось очень сложно — видимость не превышала расстояния вытянутой руки, течение очень сильное, да и не по-весеннему холодно было тогда».

Александр, всесоюзный форум пограничников:

«Вертолет резко пошел вниз, у него вверх задралась балка с винтом, попала в провода линии электропередачи. Хвост срезало, машина, потеряв винт, начала вращаться, её подбросило вверх метров на сто, а потом вертикально вниз, в речку. Винт вертолета торчал из реки, но сам борт моментально стало затягивать в ил. Пытались сразу вытащить вертолет за редуктор винта с помощью троса и трактора, но не получилось — редуктор вырвало, а борт еще сильнее стало затягивать в ил. Больше месяца специальные группы на лодках вылавливали тела погибших. Большую помощь в поисках оказали афганские полевые командиры. Тех, кого они находили на своем берегу, сразу передавали нашим. Тела привозили в Душанбе и прощались в комендатуре управления. Тяжелый был месяц».

В ходе операции было найдено 18 тел. Только не все они принадлежали военнослужащим, погибшим при крушении Ми-8. Вместо старшего сержанта Григория Савельева, погибшего в авиакатастрофе, было найдено тело войскового разведчика Сергея Елисеева, пропавшего в августе 1998 года во время высадки на остров при преследовании нарушителя границы. Почти 60 километров его тело протащило течением, и на изгибе реки оно зацепилось за камыши на афганской территории. Афганцы сняли с него оружие и оставили на берегу. В апреле 99-го, когда шла эта поисковая операция, сами афганцы указали место, где остался Сергей Елисеев. Тело Григория Савельева навсегда осталось в Пяндже…

А-а апрель черныйТеперь недалеко от места трагедии поставлен обелиск в память о погибших военных. Каждый год в начале апреля здесь проводится траурное мероприятие: совершается православное заупокойное богослужение, произносятся поминальные мусульманские молитвы. Причем учитывая то, что память погибших в этом году приехали почтить не только таджики и россияне, но и представители посольств Казахстана и Беларуси в РТ, это мероприятие стало носить уже международный характер.

— Хочется выразить огромную благодарность всем тем, кто охранял и охраняет таджикско-афганскую границу, — отметила посол Беларуси в РТ Ольга ГАВРУК. — Потому что, защищая эти рубежи, они несут ответственность за спокойствие всего нашего Содружества.

Список погибших в авиакатастрофе 2 апреля 1999 г.:

  1. Начальник штаба ПГ ФПС РФ в РТ генерал-майор Михаил Берсенев, 1953 г.р., осталось двое детей.
  2. Заместитель начальника ПГ ФПС РФ в РТ полковник Владимир Сокол, 1958 г.р., осталось двое детей.
  3. Командир войсковой части 2066 полковник Сергей Усенко, 1958 г.р., осталась дочь.
  4. Старший офицер штаба капитан Сергей Сенчев, 1970 г.р.
  5. Командир вертолетной эскадрильи майор Сергей Загорулько, 1969 г.р., вдовец, осталось двое детей.
  6. Старший бортовой авиационный техник старший лейтенант Александр Подплета, 1974 г.р.
  7. Старший летчик-штурман вертолета Ми-8 старший лейтенант Александр Семенов, 1973 г.р.
  8. Техник группы старший прапорщик Михаил Заплаткин, 1960 г.р., осталась дочь.
  9. Бортмеханик прапорщик Александр Мацнев, 1971 г.р.
  10. Старший офицер штаба капитан Вячеслав Малышев, 1972 г.р., остался сын.
  11. Командир взвода прапорщик Сергей Кауров, 1973 г.р.
  12. Командир отделения старший сержант контрактной службы Григорий Савельев, 1973 г.р.
  13. Старшина контрактной службы Амриддин Раджабов, 1976 г.р.
  14. Старший сержант контрактной службы Ислом Астанакулов, 1966 г.р., остался сын.
  15. Рядовой контрактной службы Павел Клюкин, 1971 г.р., осталась дочь.
  16. Младший сержант контрактной службы Рахим Расулов, 1974 г.р.
  17. Рядовой контрактной службы Эдуард Мальков, 1968 г.р., осталась дочь.
  18. Рядовой контрактной службы Джамшед Хакимов, 1976 г.р.

Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.