Завершается первый квартал текущего года. По сообщению Нацбанка, за первые два месяца года валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что связано со снижением темпов роста мировой экономики.
Между тем ВВП в 2015 году, согласно прогнозам, составит 52 млрд 821 млн сомони, увеличение объема производства в реальном исчислении — 7,2%, уровень инфляции — 7,5%.
Но уже сейчас ясно, что в экономические планы придется вносить коррективы, ведь при планировании госбюджета курс сомони по отношению к доллару США прогнозировался на уровне 5,1 сомони.
Республиканский бюджет утвержден по доходам от всех субъектов хозяйствования страны в размере 7 млрд 357,8 млн, а по расходам – в размере 7 млрд 616,9 млн сомони, то есть с дефицитом 256 млн сомони. Отметим, что Законом «О Госбюджете РТ на 2015 год» установлен предельный размер дефицита в объеме 0,5% ВВП, и покрывать его предполагается за счет поступлений от приватизации и использования госсобственности, реализации казначейских векселей, депозитов республиканского бюджета, перевыполнения плана доходов бюджета, кредита (гранта) от международных финансовых организаций и Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества. Последний внесет более половины необходимой суммы – 154,1 млн сомони.
Дефицит местных бюджетов составит 8,04 млн сомони, несмотря на то что они получают субвенцию в объеме 808,7 млн сомони. Покрытие этого дефицита намечено за счет перевыполнения плана доходов и свободных средств, образовавшихся на начало года.
Отметим, что доходы местных бюджетов на 2015 г. (с учётом республиканских субвенций) составят 4 509,5 млн, расходы — 4 517,5 млн сомони.
Напомним, что 7 субъектов страны (Согдийская область, Душанбе, Вахдат, Рогун, Турсунзаде, районы Гиссар и Рудаки) являются финансово самодостаточными и не получают субвенций. Но в бюджетах горных районов субвенции составляют от 72 до 84% бюджета (ГБАО, Рашт, Джиргаталь, Нурабад, Тавильдара, Таджикабад).
В абсолютном значении основным получателем субвенционных средств является самая густонаселенная Хатлонская область, на долю которой приходится 58,4% от общей суммы субвенций — 472,7 млн из 808,7 млн сомони.
Откуда доходы?
Отметим, что по всем видам налогов в текущем году предусмотрено повышение их поступления в республиканский бюджет. Прирост должен составить около 904 млн сомони.
Наибольший рост должен обеспечить налог на доход, по которому запланировано собрать 457,65 млн против прошлогодних 329,6 млн, или на 38,4% больше.
На втором месте по приросту поступлений – акцизы, прирост которых должен составить 18%, или 338,8 млн против 285,2 млн сомони.
По сравнению с прошлым, 2014 годом поступления в республиканский бюджет от налога на добавленную стоимость (НДС) должны вырасти с 3 814 млн до 4 411 млн, или на 15%. Сборы здесь могли бы быть выше, если бы госбюджетом не вводились льготы для ряда государственных и частных предприятий.
Запланировано также повышенное (на 9,2%) поступление таможенных пошлин, которое должно достигнуть 655,25 млн против 600 млн, хотя и здесь не обошлось без «льготников».
А налог на прибыль возрастет незначительно, всего на 2%, достигнув 111,7 млн сомони. Здесь также существует немалый список льготников, среди которых предприятия ТЖД и строительные компании, которые полностью освобождены от уплаты этого вида налога. Очевидно, сказывается и влияние нового Налогового кодекса, которым предусмотрено снижение налога на прибыль: для производителей — с 15 до 13%, для других видов деятельности — с 25 до 23%.
Неналоговые доходы
Неналоговые доходы, то есть сборы от уплачиваемых населением различных штрафов, компенсаций, пошлин в загсах, нотариальных конторах, МБТИ, судах и других инстанциях, также должны увеличиться — с 813,9 до 956 млн сомони.
Отметим, что за последние шесть лет планируемые и взимаемые с населения неналоговые поступления госбюджета выросли почти на 380%: с 251,4 млн сомони в 2010 г. до 956 млн в 2015 г.
Согласно анализу Госбюджета РТ на 2014 г., проведенному комитетом по экономике и финансам МН МО, объем поступлений за счет неналоговых доходов резко — на 200% — увеличился в 2011 г. по сравнению с предыдущим, что было связано с увеличением штрафов и пеней по итогам налоговых проверок. В последующие годы таких скачков не наблюдалось, но «план» увеличивался ежегодно. Так, в 2012 г. рост составил 37,8%, в 2013 г. – 14%, в 2014 г. – 9, 2%, в 2015 г. — 17,5%.
Кому облегчено налоговое бремя?
На фоне ежегодного роста объема налоговых и неналоговых доходов, на обеспечение которых работают законодатели страны, Налоговый комитет и Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией, удивляет запланированное Госбюджетом снижение поступлений по отдельным строкам.
Так, налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного установлен в размере 134,2 млн сомони вместо 146,8 млн прошлого года, уменьшение составит 8,7%. Можно сказать, что существует тенденция к снижению налогов по этим статьям, поскольку абсолютный размер сборов снизился за последние годы почти на 17% (2012 г. — 156,8 млн сомони; 2013 г. — 134,5; 2014 г. – 146,8; 2015 г. — 134,2).
В прошлом году, согласно расчетам Минфина, налоги с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного составили всего 0,3% ВВП, что сопоставимо с налогом на недвижимое имущество, составляющим 0,4% ВВП. Однако в текущем, 2015 году запланировано дальнейшее снижение объема поступления в казну этих налогов, который составит 0,25% ВВП. Напомним, что речь идет о двух отраслях, которые принято называть стратегическими и которые обеспечивают поступление в страну иностранной валюты.
Снижение этих двух видов доходов, наверное, можно объяснить уменьшением объема выработки алюминия в предыдущие годы; однако в общем объеме налогов с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного доля последнего составляет немногим более 1%. К тому же, по сведениям СМИ, с текущего года намечен рост объема выработки алюминия.
Запланировано также снижение поступлений от налога за использование природных ресурсов – с 50 млн до 43,45 млн сомони; уменьшение составит 13%. Отметим, что этот налог, иначе называемый платой за воду, платят ОАКХ «Барки точик», ОАО «Сангтуда-1» и «Сангтуда-2».
Госбюджет недосчитается еще 25 млн сомони (14,3%) из-за снижения поступлений от налога с пользователей автомобильных дорог, что, с учетом действия нового Налогового кодекса, объяснимо. Хотя и здесь в льготниках – ТЖД и крупные строительные компании.
Заметно — на 30 млн сомони — снизятся гранты международных финансовых организаций, составив 100 млн сомони. В анализе, подготовленном комитетом по экономике и финансам МН МО, отмечается, что за последние 6 лет доля грантов для поддержки бюджета за счет международных финансовых организаций сократилась почти вдвое.
Отметим, что основная часть доходов госбюджета страны формируется за счет налоговых поступлений, которые в общем объеме доходов занимают ежегодно в среднем 89,7%. В нынешнем году налоговые поступления должны составить 91% от общей суммы доходов, неналоговые – 8,2%, гранты для поддержки бюджета за счет международных финансовых организаций – 0,8%.
Из описанной структуры видно, что наибольший вклад в госказну делают рядовые жители и предприниматели, платящие государству налоги, а еще многочисленные пошлины, сборы штрафы, компенсации и т.д. Осуществятся ли запланированные поступления в условиях мирового кризиса – закономерный вопрос.
Долги наши
Между тем, Госбюджетом 2015 г. предусмотрено потратить на обслуживание государственных долговых обязательств 487,4 млн сомони, (в том числе на обслуживание внешнего долга — 409,4 млн сомони, а внутреннего долга – 78 млн сомони). Затраты по обслуживанию внешнего долга растут неизменно, из года в год, и, по оценкам специалистов Всемирного банка, выросли с 0,4% ВВП в год в 2008 – 2011 годах до 0,9% в 2012 г., а в среднесрочной перспективе ожидается, что данный показатель превысит 1% ВВП.
Напомним, что общая сумма внешнего долга Таджикистана составляет около $2,1 млрд 122,4 млн. Эксперты Всемирного банка называют наличие госдолга одним из рисков госбюджета.
Как потратят средства?
В прошедшем, 2014 году, несмотря на прежние планы властей относительно ежегодного повышения зарплат и пенсий, доведения их до прожиточного минимума, что изложено в официальном документе (Стратегия повышения уровня благосостояния населения Таджикистана (СПУБНТ) на 2013–2015 гг.), увеличения зарплат не последовало. Между тем согласно ранее намеченным СПУБНТ планам, в текущем году размер минимальной зарплаты должен был достигнуть 475 сомони вместо нынешних 250.
Однако, по информации министра финансов страны Абдусалома Курбонова, озвученной в парламенте при обсуждении проекта Госбюджета — 2015, в этом году повышение зарплат, пенсий и стипендий наконец-то произойдет, и на это будет направлено около 400 млн сомони. К сожалению, повышение намечено на конец третьего квартала 2015 г., а цены на товары первой необходимости за срок, прошедший со времени последнего повышения (сентябрь 2013 г.), уже значительно выросли и продолжают расти.
На здравоохранение в этом году будет направлено 225,68 млн. Прирост составил почти 56 млн сомони, или 33% против расходов прошлого года. Однако в целом по стране расходы на здравоохранение составляют всего 2,3% ВВП, что является весьма низким показателем. Отметим, что в развитых странах объем финансирования сектора здравоохранения составляет 9-10% ВВП.
На образование республиканским бюджетом выделено 612,2 млн сомони, добавка — 136 млн сомони, или 28,5%. В целом расходы на образование составляют всего 5,5% ВВП, что также недостаточно. В программе СПУБНТ на 2013–2015 гг. отмечалось, что для минимального обеспечения развития образования, с учетом демографического фактора, доля расходов на образование должна составлять не менее 7% ВВП. Отметим, что нормативы других стран СНГ находятся на уровне 7-10%.
Расходы госбюджета на социальную защиту населения составят 479,5 млн сомони против 471,3 млн, прирост всего 1,7%. В том числе: на соцзащиту — 34,8 млн, на соцстрахование – 265,35 млн. К сожалению, без расшифровки и каких-либо пояснений более трети суммы в этом разделе, а конкретно 179,3 млн, отнесены на «другую деятельность».
Вырос на 25 млн, или на 13,4%, резервный фонд президента, составив 250,6 млн с., объем фонда непредвиденных расходов правительства достиг 62,67 млн сомони.
Отметим, что в соответствии с Законом РТ «О государственных финансах» резервный фонд президента и фонд непредвиденных расходов правительства ежегодно включаются в объем расходов республиканского бюджета. Размеры фондов устанавливаются в сумме, эквивалентной 0,5% и 2% соответственно от объема доходов госбюджета. Средства фонда непредвиденных расходов затрачиваются на преодоление последствий стихийных бедствий, эпидемий и других обстоятельств, не предусмотренных в бюджете; правительство страны должно ежеквартально представлять сведения о расходах фонда в парламент.
Кроме этого, существуют также резервные фонды председателей ГБАО, областей, столицы и других городов и районов страны, которые также устанавливаются в размере 0,5% от объёма доходов соответствующих местных бюджетов и включаются в состав их расходов. Резервными фондами распоряжаются председатели перечисленных территориальных подразделений.
На транспорт и коммуникации выделено 171,9 млн с., и здесь рост ассигнований составил около 7%. Отметим, что темп прироста по этой строке снизился вдвое.
По-прежнему крайне низкие расходы определены для отраслей сельского хозяйства, землеустройства и водного хозяйства, получивших «на троих» 112,7 млн сомони.
Согласно анализу госбюджета РТ, проведенному комитетом по экономике и финансам МН МО, удельный вес расходов на эти три отрасли сократился за последние пять лет с 5,8% в 2010 г. до 2,4% в 2014 г. Между тем значимость сельского хозяйства, землеустройства и водного хозяйства в решении проблемы продовольственной безопасности, о которой неоднократно говорил глава государства Э.Рахмон, достаточно велика.
Уменьшено финансирование реальных отраслей промышленности: на добычу и переработку полезных ископаемых, горнодобывающую промышленность и строительство (именно так — одной строкой — приведено в бюджете) выделено всего лишь 133,76 млн сомони, что меньше ассигнований прошлого года на 9,8 млн сомони. К сожалению, из-за скудности данных нет возможности определить, какая отрасль оказалась наиболее обделенной. Можно много рассуждать о том, сколько богатств содержат недра таджикской земли, но пока государство будет обделять финансированием добычу полезных ископаемых и горнодобывающую промышленность, пользы бюджету и народу от этих богатств не будет никакой.
Финансовые приоритеты Госбюджета: Рогун, праздники и другое…
Самая крупная статья расходов в реальном секторе экономики – финансирование топливно-энергетического комплекса, на который выделено в целом 1 млрд 993 млн сомони, в том числе за счет республиканского бюджета — 1 млрд 580,4 млн сомони. Отметим, что здесь произошел значительный рост: по сравнению с 2013 г. ассигнования выросли в два раза. По сообщению министра финансов РТ А.Курбонова, сделанному в МН МО, на развитие топливно-энергетического комплекса предусмотрено направить 2,8 млрд сомони, из этой суммы 1,6 млрд сомони будет направлено на строительство Рогунской ГЭС.
Между тем специалисты Всемирного банка советуют правительству РТ тщательнее подходить к финансированию крупных инвестиционных проектов, в частности такого, как строительство Рогунской ГЭС, поскольку это ведет к сокращению других важных расходов, в том числе на развитие человеческого капитала. Специалисты ВБ также советуют учитывать состояние бюджета, надвигающийся кризис и внешний долг страны при планировании этих расходов.
Второй значимой статьей расходов являются «другие расходы, не классифицированные по отраслям экономики» — 1 млрд 430,6 млн сомони, эта статья включена в раздел «Прочие мероприятия». С учетом складывающихся непростых условий экономики такие крупные затраты госбюджета, зашифрованные для общественности, представляются малообоснованными.
На культурно-массовые, оздоровительные и общественные мероприятия традиционно выделяются большие суммы; в нынешнем году они составят 736, 45 млн сомони, увеличившись более чем на 150,2 млн сомони, или на 25,6%. Отметим, что, как и в прошлые годы, эти расходы намного превышают затраты республиканского бюджета на здравоохранение (225,7 млн сомони) и сопоставимы с расходами на образование (612,2 млн сомони). Соответственно, увеличилось финансирование спортивных мероприятий, входящих в этот раздел, — на 0,48 млн сомони; культурно-просветительные учреждения получили прибавку почти в 12,5 млн сомони, достигнув уровня 56,19 млн сомони. Государственные СМИ получат прибавку в 0,9 млн сомони, в целом их бюджет составит 88,58 млн сомони.
И — к сожалению, как обычно, без расшифровки — на «другую деятельность в области культурно-массовых и спортивных мероприятий» выделено 216,9 млн сомони. Прирост составляет почти 40 млн, или 22,4%.
Можно предположить, что этот раздел содержит расходы на праздновании 3000-летия Гиссара, которое запланировано провести в сентябре этого года. Напомним, что там сооружаются спортивный стадион на 20 тыс. мест, библиотека, музей, чайхана, культурно-развлекательный парк и много других объектов культурного значения.
Финансирование деятельности части трудового населения, а именно «в целом госорганов власти и управления», растет ежегодно в обязательном порядке; в 2014 году, согласно анализу комитета по экономике и финансам МН МО, оно выросло больше всего — на 21,2%. А в текущем году оно увеличится на 11%, составив 920,7 млн сомони, что больше по сравнению с предыдущим годом на 91,3 млн сомони.
Бюджет без прозрачности
В опубликованном в середине января 2015 г. «Докладе о бюджетной прозрачности» Государственного департамента США, где дается оценка бюджетов почти 200 государств, в отношении Таджикистана высказаны критические замечания.
Таджикистан отнесен к 50 странам мира, бюджеты которых не отвечают минимальным требованиям прозрачности. «В бюджете Таджикистана отсутствуют данные по доходам и расходам в разбивке по каждому министерству, — говорится в докладе. — Бюджетная сфера Таджикистана будет более прозрачной при публикации подробной информации о нем, проведении ежегодных аудитов годовых расходов независимым высшим органом финансового контроля, а также при привлечении общественности в бюджетный процесс».
Поясним, что в тексте Закона «О Госбюджете РТ на 2015 год», размещенного на сайте Минфина, как и в прошлые годы, отсутствует информация по статье 7 «Расходы республиканского бюджета по ведомственной классификации». Вместо статьи стоит краткая пометка: «Не для печати».
Между тем в год парламентских выборов электорату интересно было бы узнать, сколько народных средств потрачено на них. Но, увы, данные о финансировании Центральной избирательной комиссии по выборам и референдумам РТ недоступны рядовым жителям, так же как и данные о расходах верхней и нижней палат парламента, Верховного суда, Генпрокуратуры, других министерств, ведомств и структур.
По-прежнему 2-3 различные отрасли хозяйства (по доходам и расходам) почему-то объединены одной строкой финансирования. Общественности, в том числе журналистам, получить в Минфине разбивку по отраслям практически невозможно.
Напомним, что Таджикистан также был включен в исследование индекса открытости бюджета в 2012 году. В результате оказалось, что индекс по Таджикистану составляет минимальное число баллов (17 из 100), и наша страна заняла последнее место даже среди соседних стран — Киргизии, Казахстана, Монголии, Азербайджана, Грузии, России и Украины, не говоря уже о развитых странах.
Критика звучит не только на международном уровне. Так, еще 5 лет назад национальной программой СПБУ отмечались «непрозрачность бюджетного планирования и слабое соответствие бюджета национальным приоритетам, административные препятствия и слабое вовлечение потенциала гражданского общества и бизнеса в процессы национального развития, бюджетного планирования». Были намечены и пути разрешения ситуации. Однако за прошедшее время мало что изменилось. Но эта нерешенная задача становится еще более актуальной в период экономического спада. Азия-Плюс