Показанные по телевидению репортажи МВД Таджикистана стали своего рода стартом для проверки всех магазинов, где торгуют женской одеждой и головными уборами, на наличие там мусульманских одеяний. В репортажах были показаны молодые женщины, одетые в хиджабы и предоставляющие сексуальные услуги. Одна из них рассказала, что покупает мусульманскую одежду у некой Малики Саидовой, работницы торгового центра «Саодат».
Сама Малика была возмущена тем, что ее имя было упомянуто в данном репортаже. По ее словам, она не может знать, чем занимаются ее покупатели.
— Откуда нам знать, кто и чем из них занимается?! – возмущенно спрашивает она. – Та мода, которая пришла к нам с Востока, востребована среди женщин. А мы привозим то, что хорошо продается и приносит прибыль.
Продавщица европейской одежды Нигина, чей магазин находится по соседству с магазином Малики, говорит, что смотрела и много наслышана от знакомых о репортаже на госканале:
— У меня десятилетний опыт работы в сфере продажи одежды. И могу одно сказать, что девушки, которые хотят купить платье с декольте, тоже могут оказаться, кем угодно. Я считаю, что это их право.
Женщины также рассказали, что уже несколько дней в магазинах торгового центра проводятся многочисленные проверки: проверяют, в основном тех, кто торгует мусульманской одеждой и головными уборами.
Аналогичная ситуация и в торговом центре «Садбарг», где на днях появились несколько расторопных молодых людей в штатском. Они обходили целенаправленно отделы продажи готовой женской одежды, якобы мусульманского пошива, тканей, женских головных уборов. По словам одного из частных предпринимателей, свои действия они объяснили совместным рейдом, куда вошли сотрудники налоговых и силовых структур, хотя никто из них своих удостоверений продавцам не показывал и не представлялся.
«Кто это был и чего они от нас хотели? – переспрашивает продавщица магазина готовой одежды, пожелавшая остаться неизвестной. — Одного из них я все же узнала: он из налоговой инспекции района Шахмансур, остальные же не представились. Мы и сами сразу не поняли, чего они от нас хотят? Во-первых, от неожиданности мы оторопели. Во-вторых, они и сами не знали, чего от нас потребовать. То они просили предъявить им документы об уплате налогов, то свидетельство о предпринимательской деятельности, то спрашивали, почему не пользуемся кассовыми аппаратами и не выдаем покупателям чеки. В конце концов, не зная к чему придраться, они перешли к ассортименту магазина, мол, почему торгуете черными платьями и платками? И попросили убрать их из торгового зала. О штрафе речи не было, но внушение сделали».
Продавцы из другого магазина, в котором также проходил так называемый рейд, считают, что ничем криминальным они не торгуют. «Вы посмотрите на эти платья, — говорит владелица очередного салона. — Да, это черное платье. Ведь еще законодательница моды, икона стиля Коко Шанель говорила, что в гардеробе каждой девушки должно быть маленькое черное платье. Платья у нас на любой вкус и цвет. Кому-то нравится белое или цветное, кому-то — черное. Кто-то может провести аналогии с черными хиджабами и паранджами, которые носят в арабском мире, но наша продукция резко отличается от них. Наши платья отделаны кружевами, стразами, есть фасоны и с глубокими декольте. Если речь идет о религиозной подоплеке, то ни в одном медресе подобную одежду носить не разрешают. В них можно и в пир, и в мир. Часть ассортимента сшита на заказ с соблюдением национальных традиций. Что же касается проституток в хиджабах, то с ними нужно бороться другими методами. Если мы свой товар уберем с полок, чем будем торговать? И так из-за повышения курса доллара мы терпим огромные убытки!»
Очевидцы рассказывают, что в отделе тканей было выставлено более двадцати манекенов, на которых в качестве рекламы надеты черные хиджабы. Проверяющие попытались увезти манекены, но продавщица вступила с ними в бурную дискуссию о нарушении прав предпринимателей, о том, что она платит налоги, и вся документация у нее в порядке. После долгих споров стороны пришли к консенсусу: они ничего не конфискуют, но она уберет манекены с хиджабами с полок.
Делится своими впечатлениями от рейда очевидец событий, молодая продавщица одного из соседних магазинов, назвавшаяся Сабриной: «Знаете, особого ажиотажа и не было. К ним зашли несколько человек в штатском, даже магазин не закрыли, так что покупатели заходили-выходили, а они проверяли документацию, потом потребовали убрать всю черную одежду. После их визита они немного изменили свою рекламу».
Помня о том, что подавляющее большинство душанбинцев отоваривается все же не в торговых центрах, а на рынке, отправляемся на «Корвон». Здесь уже торговля идет бойчее. В лавке, где молодая девушка торгует платками, манекенов нет, черные и белые платки со стразами лежат ровными рядами под стеклянным прилавком. Она говорит, что к ней утром подходили представители администрации рынка, участковый милиционер. Правда, торговать они не запрещали, но просили не выставлять товар напоказ. Другие торговцы решили убрать с прилавков все заморские головные уборы: хиджабы, шапочки, которые надевают под шарфами, от греха подальше.
Конституция страны против такой борьбы с хиджабом
Между тем, эксперты все же ссылаются на статью 25 Конституции страны, которая гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов».
Рукия Нури — член президиума ПИВТ, возмущена тем, что говорят о женщинах в хиджабах (сатрах) по телевидению. По ее словам, ношение хиджаба или сатра является фарзом ислама: «Это основной принцип ислама для женщин. Это всего лишь духовный вопрос для мусульман».
Рукия Нури говорит, что хиджаб не является проблемой. По ее словам, те тысячи женщин, девушек, которые желают жить по предписаниям ислама, имеют на это законное право: «Мы не должны создавать искусственных проблем, пугая народ нашими же братьями и сестрами, которые хотят жить, выполняя предписания Всевышнего. У нас есть реальные проблемы, решением которых всерьез власти не спешат заниматься: трудовые мигранты, социальная несправедливость, коррупция, безработица среди молодежи и другие».
В Комитете по делам женщин и семьи призывают обращаться к национальным традициям таджикского народа. Представитель комитета, которая не захотела представиться, сказала: «Я за то, чтобы мы — таджикские женщины, не пропагандировали чуждую для нашей культуры одежду. Мы должны сохранить свою культуру и духовность. Мы не должны следовать чужим культурам и религиям. Президент правильно подчеркнул: наши женщины слепо идут за модой. Даже в репортаже по телевидению те девушки сами признались, что надевают хиджаб для привлечения клиентов. Я боюсь, что если все так и продолжится, мы вскоре сможем увидеть наши национальные наряды только в этнографических музеях. И поэтому считаю, что введенные ограничения для чужой нам одежды будут на пользу нации».
Шахло Джураева — директор Центра самопознания женщин, также поддерживает коллег из Комитета по делам женщин.
«Наши бабушки носили широкие платья с платком и национальные штаны. Это было нормально. Почему бы и сейчас нашим женщинам так не одеваться? Мы должны донести до женщин, чтобы они соблюдали национальные тонкости в своей одежде», — считает Ш. Джураева.
Политический вопрос?
Правозащитница Файзиниссо Вохидова говорит, что ношение хиджаба — проблема не новая, и о ней говорили еще до выборов. На ее взгляд, все это связано с существованием политической партии религиозного характера.
«Поскольку последние несколько лет у нас отмечен рост исламизации общества, и на этом фоне растет авторитет Партии исламского возрождения, думаю, что власти испугались вероятности создания в Таджикистане исламского государства. Хотя, на мой взгляд, это неправильное суждение», — говорит Вохидова.
По ее мнению, то, что нескольких женщин одели в хиджабы и представили проститутками, делается с одной целью: всячески очернить репутацию ПИВТ. Но юрист считает, что подобные действия ни к чему хорошему не приведут. «Власти решили оскорбить нравственные и религиозные чувства верующих, а любой подобный шаг дает обратную реакцию. Сейчас им самое время остановиться, пока не поздно. Так как закрытие или даже приостановка деятельности партии религиозного характера может привести к повторению событий 90-х годов. А если власти решили запугать народ, они совершают большую ошибку: таджикский народ уже другой. С людьми так нельзя, нельзя оскорблять их чувства», — говорит Вохидова.
Относительно защиты прав женщин, носящих хиджаб, Вохидова уверена, что этого делать даже не придется. «Люди не верят в правосудие, и в таких случаях наступает самосуд», — считает правозащитница.
Послесловие
Международные организации, конечно, не всегда выступают c защитой прав граждан в Таджикистане. Но когда даже очень маленькая горстка людей была возмущена тем, что их права как сексуальных меньшинств в Таджикистане не соблюдаются, тут же последовали заявления в их поддержку. И в то же время наши улемы публично не осуждали выбор сексуальных меньшинств, силовые органы не проводили рейды против них. Почему же мы не слышим заявлений со стороны международных правозащитных организаций, диппредставительств, работающих в Таджикистане, не слышим голоса отечественных неправительственных организаций. Или их все тоже устраивает и их также пугает хиджаб, как и нашу власть, а не сотни тысяч таджикских мужчин, которые не могут найти работу на родине; сотни брошенных на произвол судьбы женщин и детей; выборы, которые оставили таджикистанцев без выбора; коррупция на всех уровнях власти; нищие пенсионеры; затравленные журналисты… Азия-Плюс