В первой декаде марта Таджикистан посетил вице-президент Азиатского банка развития Венкай Жанг. В ходе своего визита Жанг встретился с президентом Эмомали Рахмоном и экономическим блокомправительства, а также посетил места реализации проектов АБР. О работе АБР в Таджикистане вице-президент рассказал в интервью «АП».
— Каков сейчас портфель помощи, оказываемой АБР Таджикистану?
— Таджикистан вступил в Азиатский банк развития в 1998 году. За последние 17 лет у нас сложились хорошие отношения с вашей республикой. На конец 2014 года общий объем одобренной помощи для Таджикистана составил около 1,3 млрд долларов США, включая гранты, кредиты и проекты технической помощи. Мы оказываем поддержку в нескольких важных отраслях: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, управление природными ресурсами. Были также проекты по здравоохранению и образованию. Также мы оказываем поддержку программам по региональной интеграции и региональному сотрудничеству и в сфере развития частного сектора. На конец 2014 года портфель действующих проектов АБР в Таджикистане составил 808 млн долларов, без учета технической помощи.
— Насколько успешна реализация проектов АБР в Таджикистане?
— В 2014 году независимый департамент по оценке АБР провел оценку всей деятельности банка в Таджикистане до 2013 года, и, по его оценке, программа довольно успешная. У Таджикистана один из самых успешных портфелей среди стран Центральной Азии, и этот успех измеряется рейтингом текущих проектов и рейтингом завершенных проектов.
— Насколько реализация проектов АБР помогла жизни простых таджикистанцев?
— Как я уже говорил выше, мы помогаем в нескольких секторах – энергетика, транспорт, социальные сектора, природные ресурсы. Мы помогаем в строительстве новых дорог, реабилитации существующих, при содействии АБР было отремонтировано и построено около 600 км дорог в Таджикистане. Эти дороги помогают улучшить как сообщение внутри страны, так и связь с соседними странами. Я побывал на месте реализации одного из наших дорожных проектов – коридор CAREC-III, это дорога, связывающая Душанбе с границей Узбекистана (Душанбе — Турсунзаде). Ожидается, что реализация проекта будет завершена в течение последующих несколько месяцев, то есть в текущем году. Я видел те хозяйства, которые расположены вдоль этой трассы, люди начали пользоваться отремонтированной дорогой, и заметно, как это пошло на пользу населению. Эта дорога также способствует развитию торговли Таджикистана с соседними странами.
Также мы оказываем помощь в энергосекторе: при нашей поддержке было построено и реабилитировано 493 км ЛЭП. Мы также помогли в обеспечении питьевой водой около 90 тыс. человек, помогли в улучшении оросительных систем на 160 тыс. гектаров земли. Также АБР оказывал помощь в строительстве школ в сельской местности, и в целом было построено и отремонтировано 1700 классных комнат. Были проведены тренинги для 178 тыс. учителей. В области здравоохранения была оказана поддержка в усилении системы контроля за качеством лекарственных препаратов, отремонтировано и укомплектовано около 240 медучреждений в сельской местности. Мы также помогаем в создании микрофинансового сектора, и в прошлом году был одобрен кредит коммерческому банку на развитие в стране предприятий малого и среднего бизнеса. Получается, что посредством разнообразной деятельности мы оказываем помощь населению вашей страны, содействуя улучшению услуг здравоохранения, образования, доступа к рынкам, транспортной сети, энергообеспечения.
— Бытует мнение, что власти представляют в АБР для финансирования не совсем готовые проекты и потому сотрудники АБР вынуждены доделывать эти проекты. Насколько это реально?
— В АБР любой проект перед одобрением проходит тщательный анализ финансовой и экономической состоятельности. У нас также очень строгий «фильтр готовности проектов». Мы уделяем особое внимание обеспечению качества проектов на начальных этапах. Вместе с тем мы оказываем помощь развивающимся странам — членам АБР в подготовке самих проектов. До выделения средств на проект выделяется сумма на его разработку.
Но, конечно же, во многих развивающихся странах, в том числе и в Таджикистане, необходимо оказывать содействие в подготовке проектов, повышать уровень их разработки, и АБР будет продолжать эту помощь Таджикистану и другим странам.
— Легко ли АБР работать в Таджикистане, где существует повсеместная коррупция?
— У нас жесткая политика борьбы с коррупцией. Мы это называем «нулевая терпимость к коррупции». АБР работает с правительством, центрами по реализации проектов, чтобы улучшить работу по управлению на всех уровнях. И мы продолжим работу с правительством для усиления системы управления (менеджмента) проектами, чтобы выделенные средства использовались только по назначению.
— Насколько Таджикистан в срок и должным образом возвращает кредиты АБР?
— До настоящего времени у нас не было никаких проблем со своевременным погашением кредитов. Все кредиты Таджикистан погашает своевременно и в полном объеме. А начиная с 2008 года АБР оказывал содействие Таджикистану только на грантовой основе.
— Вы сказали о помощи АБР Таджикистану в плане энергообеспечения. Оказывает ли ваш банк помощь энергохолдингу «Барки точик» для его выхода из кризисного тупика?
— Проводилось и проводится много обсуждений относительно реструктуризации «Барки точик» между правительством и донорами, такими как АБР, Всемирный банк. Правительство и «Барки точик» согласовали с АБР план улучшения операционной деятельности холдинга. Этот план предусматривает работу в трех направлениях компании: выработка, распределение и передача электроэнергии. Все доноры работают с правительством над реализацией этого плана, но для этого требуется время. АБР и другие доноры работают с правительством над этим посредством предоставления технической помощи, а также в рамках грантовых проектов, которые мы уже предоставили Таджикистану. Мы знаем, что подача электроэнергии в зимний период ограничена из-за сезонности гидроэнергетики. Но АБР и другие доноры работают с правительством над реабилитацией существующих генерирующих мощностей, чтобы при наличии того же объема воды можно было вырабатывать больше электроэнергии. В 2013 году АБР одобрил проект полной реконструкции Головной ГЭС, также мы работаем над реконструкцией компонентов Нурекской ГЭС. И последнее: проекты по улучшению систем передачи и распределения электроэнергии, реализации которых содействует АБР, помогают сократить энергопотери.
— Как вообще оценивает АБР проводимую в РТ экономическую, валютную и социальную политику властей?
— За последние несколько лет в Таджикистане наблюдался относительно высокий, стабильный экономический рост, который в среднем составляет около 7% в год. Но мы признаем, что для страны довольно сложно поддерживать постоянный экономический рост в свете внешних факторов, которые влияют на внутреннее состояние экономики. Предполагаю, что в этом и следующем году страна столкнется с большими вызовами. Мы думаем, что в краткосрочный период правительству необходимо предпринять фискальные и другие необходимые меры для поддержки экономики в свете возникшей ситуации. Необходимы меры для поддержания макроэкономической стабильности, создания новых рабочих мест, и в большем объеме, для удержания инфляции. Мы знаем, что правительство уже приняло план по противодействию негативному влиянию на экономику страны. Мы работаем с правительством над углублением структурных реформ. Также мы работаем с правительством над разработкой нашей бюджетной помощи для поддержания проводимых реформ с целью улучшения инвестиционный климат в стране и создания рабочих мест. Но мы также считаем, что в средней и краткосрочной перспективе правительству необходимо провести больше реформ. Страна достигла больших успехов в сокращении бедности, но, тем не менее, процент населения, живущего за чертой бедности, все еще остается высоким — около 35%. Стране нужно продолжать усилия по дальнейшему сокращению бедности и достижению более инклюзивного экономического роста. АБР был надежным партнером по развитию страны в течение последних многих лет, и мы продолжим поддерживать правительство в проведении реформ и развитии страны.
— Каковы вообще прогнозы АБР по экономической ситуации в РТ?
— По прогнозам АБР, которые мы сделали в декабре 2014 года, ожидается, что экономический рост снизится до 4%, и это произойдет в результате спада экономики в РФ, а также общей экономической ситуации в регионе. Также, по нашим прогнозам, инфляция в Таджикистане в 2015 году взрастет до 10%, потому что идет девальвация валюты, и это влияет на цены импортируемых продуктов. Мы продолжим отслеживать экономическую ситуацию в Таджикистане. Также объем денежных переводов, которые поступают в страну, сильно сократился за последние несколько месяцев. Цены на основные товарные культуры Таджикистана упали в связи с падением мировых цен на эти товары. Наши экономические прогнозы по Таджикистану будут пересматриваться ближе к апрелю, когда будет понятен масштаб экономической кризиса в регионе и его влияние на Таджикистан.