Рано радуются?

Итак, выборы в нижнюю палату таджикского парламента завершились.

Абсолютное большинство мест в нижней палате получила правящая Народная демократическая партия. Несколько мест займут представители Аграрной партии, Партии экономических реформ и Соцпартии. Еще два мандата достали представителям Компартии, однако от них руководство КПТ уже практически отреклось. Оппозиционные Партия исламского возрождения Таджикистана и социал-демократы в новом парламенте представлены не будут. Своим мнением о завершившихся выборах с читателями «АП» поделился российский политический обозреватель Андрей Захватов.

— Андрей Васильевич, как, на ваш взгляд, прошли выборы? Считаете ли вы, что они прошли демократично, а результаты выборов были ожидаемыми?

— Хвалить власть за то, что к выборам были допущены все 8 зарегистрированных политических партий, на мой взгляд, было бы неуместно. И поздравлять победившую на выборах партию власти, на мой взгляд, – было бы преждевременно. Поздравляют не с должностью, а с успехами, достигнутыми на этой должности.

Само по себе участие в выборах партий, которые пожелают участвовать, — это нормально для любой нормальной страны, и это еще никакое не «достижение демократии». Достижения демократии, как и достижения власти, измеряются не условиями, созданными для проведения выборов. Достижения измеряются другими показателями – уровнем инфляцией, курсом национальной валюты, уровнем потребительских цен, денежными доходами и уровнем жизни населения.

Судя по официальным данным Агентства по статистике РТ, инфляция за 2014 год составила 6,1%. За 2014 год статистика «заметила» подорожание ряда продуктов питания — лук репчатый подорожал в 2,2 раза, картофель – на 32,7%, мука пшеничная 1-го сорта – на 16,4%, говядина – 14,1%, крупа гречневая – на 13,3%, баранина – 10,8%.

Если в августе 2014 года в обменных пунктах Душанбе за 1000 российских рублей давали 142 сомони, то в конце февраля – дают порядка 90 сомони. Трудовым мигрантам из Таджикистана, как известно, платят не долларами, а рублями, поэтому объяснять, насколько снизился уровень жизни их семей в Таджикистане – не приходится. Одним словом, общий экономический фон перед выборами для партии власти был далеко не самый не лучший.

— Тем не менее, НДПТ победила весьма уверенно. Или вы сомневаетесь в этом?

— В преимуществе НДПТ я не сомневался, как, впрочем, не сомневались и ее политические противники. Но, признаюсь честно, я был удивлен, что ни одна из четырех оппозиционных партий не преодолела 5-процентный барьер. Раскрученная, постоянно находящаяся на слуху ПИВТ получила лишь 1,5%, а Партия экономических реформ получила голосов в 5 раз больше – 7,6%. Все четыре партии-оппонента набрали в сумме 6%. Это – очень мало и чуть больше, чем набрала мало чем известная Социалистическая партия – 5,5%.

Сложно сказать, чем лидер социалистов Абдухалим Гаффоров расположил к себе 210.000 избирателей и получил место в парламенте. Возможно, люди поверили в его программу, с которой он выступил в конце января и внес предложение правительству выплачивать пособие на каждого ребенка до достижения им совершеннолетия.

Насколько мне известно, социал-демократы в Душанбе сегодня шутят, что их лидеру Рахматилло Зойирову надо было предложить выплачивать пособия на детей до достижения ими пенсионного возраста – тогда половину парламента точно заняла бы СДПТ.

Однако, шутки шутками, а реальность такова, что активные оппозиционные партии Таджикистана, в первую очередь ПИВТ, оказались вытесненными с парламентского поля на обочину политических процессов, — ближе к радикальным и недружественным Таджикистану группировкам. Ряд политических обозревателей уже предположили, что властью взят курс на ликвидацию ПИВТ. Но снизится ли от этого уровень исламского радикализма в республике? И сможет ли действующая власть без реальной парламентской оппозиции проводить эффективную экономическую и социальную политику?

25 лет назад монополия правящей (и единственной) в СССР Коммунистической партии закончилась сильнейшим экономическим кризисом и развалом СССР. И состоявшаяся после выборов в Государственную думу 2011 года «зачистка» российского парламента и политического поля от оппозиции с последующим «закручиванием гаек» — это еще не гарантия успешного развития государства. Новый состав нынешней единодушно голосующей Госдумы России работает уже четвертый год, но где положительный результат?

Вместо достижения обещанного роста уровня жизни населения, российская власть занята сегодня преодолением экономического кризиса, который, как уже объявлено, продлится не менее двух лет. Четвертый по счету, ставший уже хроническим российский кризис за 20 последних лет — не много ли?

Насколько можно судить, сегодня власть Таджикистана стоит перед выбором — вести конструктивный диалог между разными общественными силами, сохраняя тем самым стабильность, или «закрутить гайки» на «крышке котла» до упора и в наступившей стабильности ждать, когда крышку сорвет. Какое решение будет принято — покажет уже ближайшее время.

— Не считаете ли вы, что на итоги выборов каким-то образом могла повлиять Россия?

— Не думаю, что на результаты выборов парламента Таджикистана Россия каким-то образом повлияла. Допускаю, что в ходе президентских избирательных кампании какие-то консультации кандидатов в президенты Таджикистана с российскими властными структурами ведутся. И не только с российскими. Это нормальное явление, поскольку поддержка сильных зарубежных лидеров любому кандидату в президенты дорого стоит.

— Известно, что лидеры не прошедших в парламент партии сомневаются в честном подсчете голосов…

— В политической борьбе такие сомнения нередки. Честность подсчета голосов, как известно, была подвергнута сомнению и в России после выборов в Государственную думу 4 декабря 2011 года. Итоги выборов были объявлены спешно – уже на 5 день после дня голосования и вызвали волну массовых уличных протестов.

— Не думаете ли вы, что несогласие с итогами выборов в Таджикистане может вылиться в такую форму, как уличный протест?

— Очень бы не хотелось, чтобы это произошло. На мой взгляд, от этого ничего не изменится и никто не выиграет – ни партии, ни население. Дестабилизация обстановки негативно отразится на экономике, которая уже подрывается привнесенным из России кризисом. Полагаю, что лидеры партий, не вошедших в парламент, это понимают. И тысячу раз прав лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, который сразу призвал сторонников партии во избежание дестабилизации сохранять спокойствие в стране.

— Возможно, лидеры проигравших партий понимают, что в ходе избирательных кампаний ими были допущены ошибки?

— Безусловно. Первая, на мой взгляд, ошибка оппозиции, — разобщенность. Желание лидеров политической партии возглавлять «свою» партию и быть ее представителем в парламенте – вполне понятно, но не всегда это получается. Поэтому не исключено, что в ходе «разбора полетов» лидеры оппозиционных партий вернутся к рассмотрению вопроса о создании политической коалиции. Какой может быть коалиция, и будет ли она вообще – станет ясно, возможно, уже в текущем году.

На результат социал-демократов, по всей вероятности, повлияла потеря времени и позднее начало избирательной кампании. СДПТ обнародовала свою, довольно интересную, на мой взгляд, избирательную платформу, но поздно — лишь 22 февраля. Если учесть, что суббота 28 февраля – «день тишины», то на доведение позиции партии до избирателей оставалось лишь 6 дней.

Серьезнейшей ошибкой проигравших я считаю слабую работу неподготовленных команд и неумение работать со СМИ. Но самая большая ошибка – отсутствие продуманной концепции, стратегии и тактики избирательной кампании. А ведь это – целая наука. Работа специалистов по избирательным технологиям оценивается очень дорого – поскольку цена вопроса высокая. Хотите наглядный пример?

— Конечно.

— В середине 90-х годов, в сложнейший период роста цен и гиперинфляции, в одном из крупных российских городов на место депутата городской Думы баллотировались несколько кандидатов, включая миллионера и небогатой общественницы — правозащитницы.

Миллионер «втихаря» задаривал избирателей подарками (хотя подкуп избирателей категорически запрещен). А его конкурентка арендовала на 2 часа большой зал на 1000 мест, пригласила пенсионеров и инвалидов и долго выслушивала, о чем говорили люди. В это время ее помощники раздали всем присутствующем в зале брошюру под названием «Как выжить пенсионеру в России», с агитационной листовкой и программой кандидата.

Затем она выступила сама и в самом конце просто, тепло и по-человечески, сказала людям: «Я — юрист. Если вы меня изберете, я буду вашим депутатом и буду защищать ваши права». Встреча закончилась тем, что из зала вышли не просто 1000 пенсионеров (в основном бабушек, которые обычно сидят на скамеечках у подъездов), а вышли 1000 ее агитаторов. Чем закончились выборы – вы догадались. Как говорят политтехнологи, в этом случае победе общественницы способствовала удачно найденная «фишка», — недорогая и очень эффективная.

— А как можно решить сложнейшую задачу справедливого подсчета голосов, если кто-то из участников избирательного процесса сомневается в честности?

— Вы задали, пожалуй, самый больной вопрос. Контроль голосования и подсчета голосов обеспечивают члены избирательных комиссий и наблюдатели. Подавляющее большинство членов комиссий – люди, зависимые от начальства и очень небогатые.

Поймите меня правильно. Я далек от мысли, чтобы подозревать в нечестности членов комиссий, которые поставили в Таджикистане 1 марта 2015 года свою подпись под протоколом подсчета голосов. Не хочу голословно подвергать сомнению и искренность сотен международных наблюдателей стран СНГ, похваливших прозрачность выборов 1 марта.

Казалось бы – что тут такого? Поставлю-ка я свою подпись под «дутыми» цифрами, что это изменит? В масштабах одной участковой избирательной комиссии – ничего практически не изменит. Но после сложения фальсифицированных голосов произойдет очень важное – будет избрана власть, которая получит право решать, как жить людям целой страны. И, если к власти приходят некомпетентные люди, — расплачиваться за их неумелое «правление» будут те люди, кто пришел на выборы.

Многие помнят, как 27 января 2012 года, расстроенный результатом выборов ЛДПР в Думу, Владимир Жириновский с трибуны Думы заявил: «Вы фальсификаторы, Чуров! Вся ваша центральная избирательная комиссия – фальсификаторы, все 94 тысячи комиссий! Миллион человек вы заставляете фальсифицировать выборы, каждый день, каждый час. Вы подкупаете их…». Однако, как известно, никаких последствий выступление Жириновского не повлекло.

— И что же делать?

— В богатых развитых демократических странах только лишь за предложение взятки полицейскому можно сесть в тюрьму. В бедной стране бедный человек может опустить глаза и взять деньги. Но у всех людей, богатых и бедных, есть совесть. У большинства людей есть Всевышний, есть свой Бог. И, если человек в присутствии священника публично скажет «Клянусь Богом, буду считать голоса честно» и подпишет эти свои слова, — абсолютное большинство даже бедных людей не пойдет на обман и на фальсификацию ни за какие деньги.

Вопрос честного подсчета голосов на выборах решается очень просто. В Украине, к примеру, порядок приведения членов избирательных комиссий к присяге четко регламентирован пунктами 3, 4 и 5 Статьи 36 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины».

Все члены избирательной комиссии знакомятся с содержанием Закона и приносят следующую присягу члена комиссии: «Я, (имя и фамилия) принимая на себя полномочия члена избирательной комиссии и осознавая свою высокую ответственность перед украинским народом, клянусь соблюдать Конституцию Украины и избирательных законов Украины, честно и добросовестно выполнять свои обязанности, исходя из принципов верховенства права, законности, объективности и беспристрастности, обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Украины».

Лицо, принесшее присягу, ставит свою подпись под текстом присяги. Как известно, вопросов о честности подсчета голосов у украинцев, в отличие от россиян, уже давно не возникает…

— Спасибо за интервью

Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.