У Таджикистана продолжается конфликт с соседним Узбекистаном — прежде всего из-за строительства Рогунской ГЭС», говорится в новом докладе коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» «Оценка политических рисков для зарубежных инвесторов в странах Центральной Азии». Отмечается, что «в этом конфликте Таджикистан чрезвычайно уязвим». Данный доклад был презентован 24 февраля в Астане.
В докладе также подчеркивается, что начало проекта CASA-1000 для Кыргызстана и Таджикистана означает неминуемое жесткое противостояние с Узбекистаном, к которому возможно присоединятся Туркменистан и Казахстан, так как строительство водохранилищ поставит под угрозу, как минимум, сельское хозяйство этих стран. «Как заявлял в 2012 году Ислам Каримов во время визита в Казахстан, такая политика может привести к войне», — отмечают авторы доклада.
В целом, подчеркивается в докладе, внешние риски максимальны для Таджикистана. «Ситуация не изменилась к лучшему за прошедший год. Так, 1990-е гг. показали, что столкновения с территории Афганистана легко переносятся на территорию Таджикистана. Бои с талибами недавно затрагивали афганскую провинцию Бадахшан, соседнюю с одноименной и весьма проблемной с точки зрения контроля центральных властей территорией Таджикистана», — считают аналитики «Минченко Консалтинг».
«В обоих случаях, — уверены составители доклада, — фатальные для политического режима последствия могут быть смягчены лишь российским военным присутствием и военной помощью».
Также в докладе говорится, что президенту Эмомали Рахмону в период после окончания гражданской войны удалось несколько стабилизировать ситуацию. «Ценой стала концентрация рычагов контроля и управления сначала в руках кулябского клана, а затем – в руках лично президента и его ближайших родственников и доверенных лиц. Благоприятными факторами для концентрации власти стали достаточно молодой возраст президента (он 1952 г. рождения) и наличие у него большой семьи, что облегчило установление «семейного контроля» над страной», — подчеркивается в нем.
Отмечается, что пока властям удается силой контролировать ситуацию на всей территории. «Однако у Таджикистана есть серьезнейшие внутренние проблемы: очень тяжелая экономическая ситуация – до 50% ВВП страны создается за счет ремиссий трудовых мигрантов из России (первое место в мире по доле ремиссий в ВВП), тогда как ремиссии снижаются ввиду экономического спада в РФ и возрастающей стоимости легализации; высокая доля транзитной наркоторговли в экономике ведет к росту организованной преступности и коррупции; противоречия между региональными «кланами», унаследованные с периода гражданской войны, периодически выражаются в боестолкновениях (например, в Горном Бадахшане в 2012 г.), и т.п.», — говорится в докладе.
Авторы доклада отмечают, что «единственное, что стабилизирует Таджикистан, кроме помощи внешних игроков, особенно России и Китая, — наличие угрозы со стороны Узбекистана и очень сильная боязнь, как среди народа, так и среди элиты, повторения гражданской войны, что останавливает всех от резких шагов по отношению к друг к другу». Азия-Плюс