Таджикистан, как не раз подчеркивало руководство республики, проводит политику «открытых дверей», стремясь к конструктивному сотрудничеству со всеми заинтересованными странами мира.
Одним из надежных партнеров Республики Таджикистан, вот уже более двух десятилетий, являются Соединенные Штаты Америки. Посол США в РТ Сьюзан Эллиотт любезно согласилась ответить на вопросы ИА «Авеста» и газеты «Бизнес и Политика». Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Соединенных Штатов Америки в Республике Таджикистан Сьюзан Эллиотт.
В канун Дня дипломатического работника в интервью газете «Азия плюс» посол РФ в РТ Лякин-Фролов заявил, что на территории Центрального региона «Идёт большая геополитическая игра».
— Вы можете подтвердить наличие соперничества США и России в Центральной Азии, в частности, в Таджикистане?
В настоящее время очень важно определить свою позицию и позицию посольства США! И прежде чем ответить на ваш вопрос я хотела бы сказать, что Соединённые Штаты Америки были вашими союзниками с начала 90-х годов. Таджикистан был хорошим партнёром в проведении международных операций и в наших совместных операциях в Афганистане. У нас есть приверженность к этому региону, мы готовы продолжать своё сотрудничество. Что же касается вашего вопроса относительно конкуренции с Россией? Я не считаю, что у нас есть конкуренция с ней, или с какой – то другой страной. У нас хорошие, прочные отношения с Таджикистаном уже более 23-х лет. Моя точка зрения — это точка зрения моего правительства, что решения в вашей стране принимает само правительство и народ. И мы надеемся, что и в дальнейшем Таджикистан будет принимать решения сам, которые будут только во благо Таджикистана и надеемся, что Таджикистан будет иметь со всеми странами дружеские связи.
Таджикистан – молодая страна. Ее независимости всего 23 года, поэтому для экономического развития необходимо наладить связи с другими странами мира: с Россией, Китаем, Европой.
Недавно в одной из независимых таджикских газет была напечатана статья о приезде в страну заместителя помощника госсекретаря США Стивена Фельдштейна. Агентство «Авеста» перепечатало эту статью, в которой высказывалось предположение, что в период его визита на Таджикистан было оказано «давление» в связи с вхождением республики в ЕвразЭС.
Хочу отметить — это совершенная неправда. Он приехал, чтобы укрепить уже наладившиеся наши крепкие двусторонние отношения наших стран. Рассматривался уровень таджикско-американского сотрудничества в сфере труда, демократизации общества, религии, обеспечения прав и свобод человека, особенно прав и свобод женщин.
— Мне кажется, что у Вас одна политика для союзников и другая для противников. Или я не прав?
Я с этим не согласна. Это неправда, Если выбрать определённую сферу, например сферу демократии и прав человека. Законодательно мы обязаны составлять ежегодный отчет по демократии, правам человека, торговле людьми…
И отражать статус всех стран в этом отчете. Мы не исключаем страны союзников из этого отчета. Мы оцениваем ситуацию по этим вопросам во всех странах. При наличии дружеских отношений между странами кажется, что мы отдаём больше предпочтения дружески настроенным к нам странам, чем другим. Но это не так.
— Во всех происходящих ныне событиях: в Ираке, Ливии, Украине винят США, теперь, мол, «устраиваете революцию» в России. Речь идёт об антиамериканизме в контексте открытости американского посольства и вас лично. Вы согласны с этим?
Думаю, что в Таджикистане нет проблемы антиамериканизма. Я в Таджикистане нахожусь 2,5 года и никогда не встречалась с негативным отношениям в адрес Америки, ни со стороны правительства и должностных лиц, ни со стороны народа Таджикистана. Я всегда говорю своим коллегам в Вашингтоне, насколько таджикский народ открыт и добр. Конечно же, таджикский народ может иметь своё личное мнение. Но, со своей стороны могу сказать, что никогда не переживала и не сталкивалась с американо-фобией в Таджикистане. Для меня это была бы прямая противоположность, мне здесь нравится. Я вижу, что люди хотят здесь работать, хотят выезжать и путешествовать по Америке.
— Один дипломат говорил, что в стране пребывания мы смотрим на происходящее как на спектакль, в котором право принимать решения принадлежит местному населению. Вы тоже так думаете?
Моя задача здесь познавать Таджикистан и представить свои наблюдения и мнение в Вашингтон, а также ознакомить с американской точкой зрения не только правительство Таджикистана, но и его народ. Думаю, этим я могу принести пользу, так как я часто встречаюсь с людьми, езжу по стране и рассказываю в Вашингтоне об этой прекрасной стране. Я представляю информацию не только в правительство Вашингтона, но и другим людям посредством социальных сетей и в«Фэйсбуке», которые никогда не выезжали за пределы США и не были в Таджикистане. Им нравятся рассказы о моей работе и жизни здесь. Своей деятельностью мы создаем позитивный имидж о народе Таджикистана.
— Госпожа Посол! Действительно ли в США есть такая практика, когда Президент лично встречается и напутствует нового посла? Если — да, то — что сказал Вам Барак Обама?
…Смотрите, это моё фото с Бараком Обамой. Президент не всегда и не во всех случаях встречается с послами перед их назначением в новую страну. Но после назначения в качестве посла в какую-либо страну вы получаете письмо-инструкцию от президента в отношении политики к этой стране. Хочу сказать, после того как Барак Обама занял пост президента США, приоритетом своей политики он поставил добиться стабильности и безопасности в Афганистане. И большая часть нашего сотрудничества с Таджикистаном тоже находится в сфере безопасности и стабильности и не только в Афганистане, но и в более широком регионе.
— Можно ли сказать, что коалиция в Афганистане потерпела неудачу?
Наоборот, могу заявить, что коалиция в Афганистане достигла успеха. В прошлом году мы наблюдали за выборами, которые успешно прошли в Афганистане. Соединённые Штаты Америки не завершили свою миссию в Афганистане. Но мы поменяли свою роль в сотрудничестве с Афганистаном. Там до сих пор расположено около 10 тысяч солдат. Мы подписали двустороннее соглашение в целях безопасности с правительством Афганистана. Сейчас мы сотрудничаем с народом и силами безопасности, чтобы в дальнейшем они могли управлять своей страной самостоятельно. А если посмотреть на гражданское общество Афганистана, то в нём произошли большие изменения. 10 лет назад девочки не ходили в школу и не все мальчики её заканчивали. Сейчас Афганистан занимает более высокое место в рейтинге безопасной жизни, чем 10 лет назад. Мы остаёмся верны Афганистану и будем помогать этой стране в обеспечении стабильности и безопасности как в нем самом, так и в масштабе азиатского региона в целом.
— США оказали Таджикистану военную помощь по укреплению государственной границы, как Вы думаете, добилась ли данная помощь поставленной цели? Многие российские эксперты и политики до сих пор продолжают пугать общественность угрозами, исходящими из Афганистана, и о не состоятельности таджикских пограничников в отражении этих угроз.
Мы проводим обучение, помогая правоохранительным органам, включая и пограничные силы Таджикистана, с 2008 года. Это делается с той целью, чтобы предотвратить те угрозы, которые вы отметили, независимо от того, откуда они исходят, из Афганистана или из другого региона, и являются угрозами не только для Таджикистана, но и для Европы, США и других стран. Наша цель повысить потенциал правоохранительных органов и пограничных войск Таджикистана, чтобы они могли успешно бороться с любыми угрозами — незаконного оборота наркотиков или терроризма. Таджикистан молодая страна. Раньше Таджикистан входил в состав Советского Союза, поэтому не было необходимости самостоятельно охранять свою границу. У вас очень протяженная и тяжелая для охраны граница. И наше сотрудничество заключается в повышении боеспособного потенциала и оказании помощи в охране границы.
— Как Вы оцениваете ситуацию на таджикско-афганской границе, боеспособность таджикских пограничников в деле охраны госграницы?
Я считаю, что Таджикистан способен самостоятельно охранять свои границы. Конечно же, в этом есть свои сложности. Могу привести пример нашего содействия. Мы предоставили для этих целей оборудование, рации пограничным войскам и правоохранительным органам, чтобы они могли в совместных действиях обеспечить лучшую охрану границы. Если часовой-пограничник обнаружит нарушение госграницы, то сможет сообщить об этом нарушении по рации оперативнее, чем по мобильной связи.
— До подписания Соглашения по дальнейшему пребыванию 201 военной базы в РТ Российское правительство обещало всестороннюю помощь РТ в укомплектовании таджикской армии, решении вопроса трудовой миграции, а также ряд других экономических проектов. Однако, после подписания этого соглашения, создаётся впечатление, что Российская сторона в очередной раз не выполняет взятые на себя обязательства. Насколько можно доверять такому партнёрству?
Я не уполномочена комментировать вопросы отношений между Таджикистаном и Россией. Всё что я знаю об этом — знаю из СМИ. Я могу прокомментировать вопросы относительно обязательств от правительства США. Что оно обещает, то и выполняет.
— Ситуация, происходящая вокруг Украины, всерьёз озаботила не только политическое руководство, но и простых граждан ЦА республик в связи с политическими «играми» России. Как вы считаете, использует ли Россия такие методы давления в отношении своих ЦА партнёров для достижения своих целей и сохранения своего влияния?
И опять я не смогу вам сказать, какие меры предпринимает Россия, но в своих переговорах я всегда отмечаю вопросы соблюдения международных договоров и соблюдения целостности государств, в том числе и Украины.
— Если свои взаиморасчеты Россия и Китай будут вести в другой недолларовой валюте, это повлияет на американскую экономику?
Это не коснётся экономики Америки. Мы верим в свободный рынок, и потому нашим компаниям разрешается вести дела с другими, даже оффшорными компаниями. Что же касается Китая, у нас с ним очень давно налажена торговля и инвестиции. Многие американские компании успешно осуществляют свой бизнес с Китаем и наоборот. Экономика США одна из сильнейших экономик мира и причина одна – это свободная и справедливая экономика.
— Что Вы можете сказать об имидже Таджикистана?
Таджикистан – это молодая страна, ей необходимо улучшить свою экономическую ситуацию, страна держит верный курс на повышение своего имиджа и улучшение жизни народа. Таджикистан оказывал нам хорошее партнёрское содействие с Афганистаном и продолжает оказывать. У нас также есть хорошее взаимодействие в сфере сотрудничества в целях помощи и развития. На прошлой неделе мы принимали участие в работе президента страны при обсуждении вопроса о форме дальнейшего развития страны, а также мы объявили на прошлой неделе о планах на будущее, о совместном сотрудничестве с Агентством США по международному сотрудничеству и развитию в сфере развития. Так что моё представление об имидже Таджикистана хорошее. Таджикистан хороший партнёр и друг США. Хотя остаётся много работы, которую ещё предстоит сделать. Это одна из целей, которая была отмечена при разработке стандарта формы развития в вопросе улучшения жизни людей и улучшения экономической ситуации в стране. А также вопроса по созданию рабочих мест для того, чтобы гражданам Таджикистана не приходилось уезжать из республики в поисках работы. Я отметила не только хороший уровень сотрудничества и не только с Таджикистаном, но и с остальными партнёрами по развитию. Я работала во многих странах, но степень сотрудничества с Таджикистаном находится на самом высоком уровне. И если партнёры по развитию дают советы по Таджикистану в отношении реформ, мы прислушиваемся к рекомендациям этих партнёров.
— События вокруг французского журнала всколыхнули исламский мир. Не это ли начало войны цивилизаций, о чем ваш ученый и предостерегал?
В США мы верим в свободу выражений, в свободу прессы, хотя можем не соглашаться с мнением других людей, но поддерживаем выражение своего мнения — будь это религия, политика или что-то другое и это, несмотря на то, согласны мы или нет с тем, что было опубликовано. Несомненно, мы не согласны с применением насилия в отношении тех людей, которые выразили своё мнение. Другая причина, почему я рада работе в Таджикистане, потому что есть возможность познакомиться с людьми, исповедующими Ислам. Мы можем обмениваться мнениями по разным вопросам, это помогает мне понять их позицию. Я думаю, что люди, которые совершают насилие –это не те люди, которые искренне верят в Ислам.
— Как, по-вашему, пройдут в Таджикистане парламентские выборы?
На прошлой неделе на брифинге в ОБСЕ по этому вопросу был представлен предварительный отчёт. Там шла речь о процессе регистрации кандидатов партий, за которым они и наблюдали. Со стороны правительства США и со своей стороны мы поощряем правительство Таджикистана проводить открытые свободные беспристрастные выборы, обеспечить возможность участия всех политических партий в них. Я хочу отметить и такой факт, что правительство Таджикистана дало разрешение на участие в них международных наблюдателей. Хочу поощрить правительство Таджикистана серьёзно прислушиваться к рекомендациям наблюдателей и в случае необходимости внести изменения в их проведение. А к тому, что сказала в начале своего интервью, хочу добавить — США являются другом не только правительства, но и народа Таджикистана. В трудное для страны время, в 1992 году, мы предоставили народу Таджикистана в качестве помощи на развитие 1 млрд. долларов…
Очень рада, что работаю в Таджикистане. Этими и многими другими важными вопросами я занимаюсь с 1994 года. Я принимала участие в мирных переговорах в 1995 году, которые проходили в Алма-Ате.
Надеюсь продолжить крепкие отношения сотрудничества с Таджикистаном и в будущем.
И мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Спасибо за беседу!
Беседовал Джамшед УЛЬМАСОВ. Специально для «БиП» и ИА «Авеста»