Сайт Silk Road Reporters сообщил, что Таджикистан и Узбекистан после нескольких лет охлажденных отношений намерены построить новые отношения.
Впубликации отмечается, что эти центрально-азиатские республики, которые в течение нескольких лет имели враждебные отношения, желают «отложить обиды и построить новое партнерство».
Автор статьи Доньёр Асильбеков отмечает, что в прошлом месяце было объявлено, что Ташкент и Душанбе свяжет авиарейс, а государственной прессе, которые отражают государственную позицию, все больше появляются публикаций, в которых прослеживаются дружественные нотки. Издание отмечает, что народы по обе стороны границы приветствуют шаги, которые направлены на прекращение «холодной войны» между Таджикистаном и Узбекистаном.
По словам политолога из Ташкентского института востоковеденияШукрулло Мавлонова, между двумя странами были подписаны Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в 1993 году и Договор вечной дружбе в 2000 году, однако «в действительности эти слова остались только на бумаге». Узбекистан, когда в Таджикистане началась гражданская война, прекратил полеты в эту страну, а 2000 году между двумя странами был введен визовый режим.
О потеплении отношений между Ташкентом и Душанбе заговорили после встречи президентов Таджикистана Эмомали Рахмона и Узбекистана Ислама Каримова в сентябре прошлого года в таджикской столице в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества. Эта была первая встреча президентов двух стран после многолетнего перерыва.
Официальный представитель МИД Таджикистана Абдулфайз Атоев сообщил в январе, что на той встрече президентов вопросы двухсторонних отношений были разбиты на три части. «Первоочередные задачи, которые необходимо решить немедленно и не требующиебольших усилий. Проблемы второго круга и проблемы, решение которых требует долгого времени и больших усилий», — сказал Атоев. Он отметил, что смягчение визового режима и возобновление прямых авиаперелетов в столицы двух государств были в числе тех вопросов, которые главы государств отнесли к первой группе проблем.
Официальный Душанбе передал свои предложения по улучшению взаимоотношений послу Узбекистана в Таджикистане Шокасыму Шоисламову, в том числе, по вопросу возобновления авиарейса между Ташкентом и Душанбе, а также облегчения визового режима, в частности, разрешить гражданам двух стран находится на территории своих государств без визы в течение 30 дней.
«Визовый режим создал большие проблемы для людей, чьи родственники живут на другой стороне границы. Были нарушены существующие экономические связи. Бизнесмены потеряли возможность обмена товарами, многие предприятия остановились», — сказал в интервью Silk Road Reporters таджикский независимый журналист Сергей Чутков.
Издание отмечает, что самой большой проблемой в отношениях двух стран является решение таджикского правительства возобновить строительство Рогунской ГЭС. Этот грандиозный проект был начат в 1976 году, но была прервана с распадом Советского Союза в 1991 году. Исследования показывают, что проект Рогунской ГЭС мог бы решить дефицита электроэнергии в Таджикистане в зимний период.
«Если строительство Рогунская ГЭС будет завершено, она принесет Узбекистану ежегодные потери в сельскохозяйственном производстве в объеме 600 миллионов долларов и сокращению ВВП на 2 процента», — цитирует издание научно-исследовательскую работу M. ДеСаттера и Джея Томаса Лейха из университета Северной Дакоты.
По словам Мавлонова, спор по поводу строительства Рогунской ГЭС достигли своего пика в 2010-2011 годы.
«Узбекские власти перекрыли транзит всего груза, который направлялся в Таджикистан транзитом по территории Узбекистана. Затем 16 ноября 2011 года произошел взрыв на мосту на узбекском участке железной дороги, который связывал с Таджикистаном. Власти возложили ответственность за взрыв на экстремистов, но до сих пор они не выявлены, в результате чего были приостановлены поставки груза в Таджикистан», — говорит Мавлонов.
Ухудшение отношений между Таджикистаном и Узбекистаном не ограничились только политическими и экономическими связями, они коснулись всех сфер жизни двух народов.
Сергей Чутков вспоминает, что в 2010 году в Душанбе был организован музыкальный фестиваль, на который были приглашены артисты из Ташкента. «Они отказались приехать. Их руководители им не рекомендовали выехать в Таджикистан, иначе у них появятся проблемы», — говорит он.
Жительница Ташкента Марина Юсупова жалуется, что поездка в Душанбе, чтобы навестить родственников, «может превратиться в сущий ад». «Туристическая виза стоит 100 долларов для жителей Узбекистана. Если вы хотите посетить Таджикистан, тогда вы должны ждать приглашения в течение 30 дней, а затем простоять в длинной очереди в посольстве. Потом опять простоять большие очереди на границе и преодолеть опасный путь через два горных перевала», — говорит женщина.
Silk Road Reporters отмечает, что в настоящее время все сообщения о возможном потеплении отношений между Таджикистаном и Узбекистаном поступают из Душанбе. Единственным узбекским изданием, сообщившим о возможном возобновлении полетов между Ташкентом и Душанбе 29 марта, был независимый портал anhor.uz.
Позднее генеральный директор национальной авиакомпании Узбекистана «Узбекистон хаво йуллари» («Uzbekistan Airways») Валерий Тян сообщил, что в настоящее время трудно сказать о датевозобновления полетов между Ташкентом и Душанбе. «Мы хотим открыть рейс по данному направлению в этом году. Главное необходимо подписать межправительственное соглашение между Узбекистаном и Таджикистаном об авиасообщении», — сказал он на пресс-конференции в Ташкенте 26 января.
В результате противоречий товарооборот между двумя странами в последние годы резко сократился, и составляет порядка 4,6 миллионов долларов, что составляет 0,1 процента от общего объема товарооборота Таджикистана.
Мирзо Салимпур, Радио Озоди