Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с участием России, Казахстана, Белоруссии и Армении, который официально начал функционировать с 1 января 2015 года, не вызвал заметного энтузиазма за океаном, впрочем, как и в ряде европейских стран.
Другого ожидать, конечно же, и не следовало, поскольку один из вероятных кандидатов в будущие президенты США Хилари Клинтон еще в качестве госсекретаря озвучила на весь мир твердое намерение Вашингтона всеми средствами воспрепятствовать любым интеграционным процессам на постсоветском пространстве.
Хотя ЕАЭС только сформировался, но уже очевиден его огромный не только экономический, но и политический потенциал. Если этот потенциал удастся в максимальной степени реализовать и использовать, то Евразийский союз сможет стать одной из реальных составляющих многополярного мира, к созданию которого стремятся все здоровые политические силы на планете. Как бы там ни утверждали скептики, но еще никто не смог опровергнуть диалектического постулата о том, что «экономика определяет политику».
Именно роста притягательной силы, авторитета и позитивного влияния этого объединения на международную обстановку более всего опасаются в Вашингтоне, поскольку рано или поздно американцам придется охладить свои агрессивные намерения, отказаться от культивирования «цветных революций» в странах, которые отвергают диктат янки в любой форме, даже под предлогом, якобы, «демократических преобразований и защиты прав человека».
Фото: Дидор Садуллоев.
В мире хорошо разобрались в том, что вашингтонская политика давно строится на праве сильного, а посему и сами творцы этой политики в Белом доме и Госдепе могут считаться с интересами и правами только могучих и сплоченных оппонентов, как это бывало во времена Советского Союза. Западные эксперты в этой связи отмечают, что насильственный отрыв Украины от Содружества следует воспринимать в контексте агрессивных устремлений Вашингтона в Евразии. И хотя американцам удалось навязать украинскому народу марионеточный режим, сделать все для того, чтобы вырвать Киев из интеграционных процессов в масштабах СНГ, формирование ЕАЭС даже в таком составе в Брюсселе и Вашингтоне считают «вызовом Западу».
Напомним, что вступивший в силу Договор о создании ЕАЭС, был подписан 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном. Чуть позднее, как известно, в Союз вошла и Армения, хотя общих границ с Таможенным союзом у этой республики нет. Поэтому предусмотрен восьмилетний переходный период для адаптации ее законодательства, унификации таможенных правил и других регламентов, особый порядок перемещения грузов, людей и т.п. Улюлюканье прозападной армянской оппозиции в том плане, что этот стратегически выверенный шаг властей республики, дескать, чреват для Армении утратой независимости и воцарением в регионе полного «господства» Москвы было пустым сотрясением воздуха. Возможно, уже в мае этого года к ЕАЭС присоединится и Киргизия, руководство и политические силы которой активно к этому готовятся.
Объективные социальные опросы населения во всех странах – участницах ЕАЭС, показывают, что создание нового объединении на постсоветском пространстве подавляющее большинство населения приветствует. В существующих условиях иначе, наверное, и быть не может. Если говорить, например, об Армении, то есть смысл заметить, что Россия покупает у армянских партнеров более 70 процентов произведенных ими товаров, а объем российских инвестиций в армянскую экономику составляет половину от общего уровня финансовых вливаний в практически блокадную страну. А если присовокупить к этому поставки в Армению российского природного газа по льготным ценам, военную поддержку, живые деньги от трудовых мигрантов, то, очевидно, правы западные экономисты, которые с некоторой ревностью утверждают, что казна этой республики за пять лет евразийской интеграции получит дополнительно более трех миллиардов долларов.
Новое экономическое объединение начинает свою работу в крайне сложных политических, экономических и финансовых условиях, созданных санкционной политикой Запада во главе с Вашингтоном. Именно на использование этих негативных факторов и рассчитывают противники ЕАЭС. Западная печать не скрывает, что «первоочередной задачей США является теперь недопущение успеха и расширения нового союза и ослабление России, что, как полагают за океаном, может повлечь за собой развал ЕАЭС». Действительно, успешный старт Союза, плодотворная и дружная работа его участников во многом зависит от России — ее внешней политики, экономических, технологических и финансовых возможностей. Ведь на Россию, отмечают эксперты, в конце концов, приходится порядка 80 процентов экономического потенциала ЕАЭС.
Нападки на ЕАЭС, охаивание и компрометация его целей и задач, конечно же, будут набирать обороты. Западные эксперты утверждают, что заокеанских политиков, их союзников в Европе очень озадачивает, в частности, потенциальная энергетическая мощь нового Союза, имея в виду углеводородные возможности России и Казахстана, а также Туркмении, власти которой рано или поздно примут решение присоединиться к ЕАЭС, если, конечно, хотят обезопасить себя от импорта «культурной революции». Страшным сном на Западе воспринимается пока перспектива интеграции с ЕАЭС Азербайджана, Ирана, Турции, Вьетнама и многих других стран за пределами Содружества, проявляющими большой интерес к новому экономическому Союзу.
Впрочем, уже и сейчас ЕАЭС – это 170 миллионов человек, более 20 миллионов квадратных километров территории -15 процентов земной суши. Это первое место в мире по добыче газа – 22 процента всего объема, первое место в мире по добыче нефти -14,6 процента, второе место в мире по производству минеральных удобрений – 14 процентов, третье место по производству электроэнергии – 9 процентов мирового производства, четвёртое место по производству стали и добыче угля – соответственно по 6 процентов от мирового показателя.
Если говорить о приоритетах в деятельности нового Союза, то эксперты в первую очередь выделяют сферу внешней торговли и общей таможенной политики. Во главе угла здесь — принципы свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования. Члены ЕАЭС намерены проводить скоординированную политику в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, энергетике и согласованно применять санитарные и технические нормы. Заявлено, что к 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году — общий рынок электроэнергии, а к 2025 году – общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов.
Поскольку ЕАЭС базируется на принципах единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, то практическую пользу от его функционирования может извлечь, прежде всего, мобильное трудоспособное население России, Казахстана, Белоруссии и Армении. Каждый гражданин этих стран сможет работать на территории участников союза на равных условиях, без каких-либо правовых изъятий. Ведь на территории ЕАЭС предусматривается доступ к гарантированной каждым из государств Союза бесплатной медицине и социальному обеспечению. Это, к примеру, означает, что приехавшие из Белоруссии в Россию граждане могут рассчитывать на получение адекватной медицинской помощи, в предусмотренном для местного населения объеме и качестве. Равные права всех жителей ЕАЭС распространяются также на получение мест в детских садах, на учебу в школах, вузах и т.д. Предусматривается также включение в общий трудовой стаж период работы гражданина в любой из стран Союза, что открывает широкую возможность для маневра трудовыми ресурсами и решения проблемы дефицита рабочих кадров, к примеру, в России.
Создание ЕАЭС, отмечают эксперты, стало результатом длительной подготовительной работы в рамках таких объединений, как ЕврАзЭС и Таможенный союз, что в принципе укрепляет надежду на успех принципиально нового объединения. Как отмечал российский президент Владимир Путин, «интеграционный проект уже оправдал свою практическую целесообразность». Так, в рамках Таможенного союза за последние два-три года товарооборот вырос на 50 процентов, превысив отметку 64 млрд. долларов, причем доля продукции с высокой степенью переработки существенно увеличилась, а доля сырьевых товаров снизилась с 40 до 28,9 процентов.
ЕАЭС, как было заявлено, открыт для равноправного экономического взаимодействия со всеми странами, которые согласны с его задачами и целями, правилами функционирования. По своему потенциалу новый Союз может стать одним из привлекательных полюсов современного мира, способного взять на себя роль эффективной деловой «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В этом контексте эксперты обращают внимание на заявление посла России при ЕС Владимира Чижова о том, что «Европейскому и Евразийскому союзам следует как можно скорее приступить к переговорам по поиску нового формата сотрудничества, в том числе в плане создания Зоны свободной торговли (ЗСТ)». Здравый смысл подсказывает всем заинтересованным сторонам в Евразии, подчеркнул посол, изучить и реализовать в итоге благоприятные возможности для создания единого экономического пространства в этом обширном регионе, что может гарантировать всем участникам взаимную экономическую выгоду и оздоровление политического климата.
Виктор Барсов, публицист
Специально для «БиП»