Таджикистан. Итоги 2014 года.
Основными событиями 2014 года в Таджикистане можно назвать майские беспорядки в Хороге, дело канадского исследователя Александра Садыкова, аресты адвокатов бизнесмена и оппозиционера Зайда Саидова, осужденного в конце 2013 года на 26 лет лишения свободы, беспорядки на киргизской и афганской границах — и победы в энергетике: запущены Сангтуда-1 и Сангтуда-2, а Всемирный Банк представил, наконец, экспертизу, в которой признал, что Рогунская ГЭС может быть и безопасной, и полезной.
Беспорядки в Хороге.
В мае в Хороге (административный центр Горно-Бадахшанской автономной области) начались беспорядки: на площади собралась толпа, были сожжены здания суда, милиции и прокуратуры. Причиной беспорядков послужил расстрел сотрудниками ОМОН людей, которые находились в машине, остановленной в центре города. Погибли три человека, четверо в тяжелом состоянии отправлены в больницу. Митинг продолжался четыре дня и завершился, когда власти согласились выполнить требования митингующих, в том числе создать совместную с представителями гражданского общества комиссию по расследованию инцидента.
Дело Александра Садыкова.
Докторант университета Торонто (Канада) Александр Садыков, специалист в области предотвращения конфликтов, был задержан в июне во время интервьюирования Алима Шерзамонова — председателя областного отделения социал-демократической партии Таджикистана в ГБАО. Во время интервью они говорили о беспорядках, произошедших в Хороге летом 2012 года. Садыков работал над темой «Новые политические силы и урегулирование конфликтов в Центральной Азии», исследование проводилось для проекта британского Совета по экономическим и социальным исследованиям, в нем участвовали университеты Эксетера и Ньюкасла. Александр Садыков был обвинен в шпионаже, ему грозило до 20 лет тюрьмы. В его защиту началась широкая международная кампания: с заявлениями выступили его научные руководители, международные правозащитные организации Freedom House и Amnesty International, ОБСЕ, студенты и выпускники зарубежных вузов, коллеги задержанного, международная организация «Репортеры без границ». Был создан сайт в защиту Садыкова. В конце июля Садыков был отпущен из СИЗО ГКНБ (Душанбе) под подписку о невыезде, а в сентябре он вернулся в Канаду. Обвинения с Садыкова не сняты до сих пор.
Аресты адвокатов Зайда Саидова.
В марте был задержан один из адвокатов Зайда Саидова — бизнесмена и оппозиционера, который получил 26 лет тюрьмы в конце 2013 года. Фахриддин Зокиров, защищавший Саидова на суде, был задержан 7 марта по подозрению в мошенничестве. В июле другой адвокат Саидова, Шухрат Кудратов, был задержан по подозрению в даче взятки судье. Гражданское общество Таджикистана выступило с заявлением в защиту Кудратова.
Энергетика.
В сентябре была опубликована долгожданная экспертиза проекта строительства Рогунской ГЭС, сделанная Всемирным банком. Эксперты сделали вывод, что безопасное строительство, с учетом конструктивных изменений, и эксплуатация плотины на территории Рогунской площадки возможны. Этот проект — часть более экономичного решения по удовлетворению спроса на электроэнергию в Таджикистане, чем любая из альтернатив без Рогунской ГЭС. Тем временем с января по сентябрь на строительство и реконструкцию Рогунской ГЭС было потрачено около $95 млн., что на $40 млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В феврале 2014 года была сдана в эксплуатацию ГЭС «Сангтуда-1», совместное российско-таджикское предприятие. А в сентябре был запущен второй агрегат ГЭС «Сангтуда-2» — совместного проекта Таджикистана и Ирана.
«Группа 24», ее несостоявшийся митинг и арест лидера. 10 октября в Душанбе должен был состояться митинг протеста, о котором в социальных сетях объявлял лидер оппозиционной «Группы 24» Умарали Кувватов. Предполагалось, что люди выйдут с лозунгами «Таджикистан требует перемен», «Таджикистан без Рахмона», «За честные выборы», «За достойную жизнь». Накануне митинга были предприняты беспрецедентные меры безопасности: власти провели учения по разгону демонстрации в центре Душанбе совместно с военнослужащими российской 201-й дивизии; мобильные операторы отключили смс-сервис; сайты социальных сетей и многих российских СМИ были заблокированы. Накануне Верховный суд принял решение считать «Группу 24» экстремистской, а Генпрокуратура заявила, что с 9 октября членство в «Группе 24» является преступлением, однако «члены экстремистского движения «Группа-24» могут быть амнистированы, в случае если они добровольно покинут ряды этой организации».
На митинг, однако, никто не вышел, но после него в России и Таджикистане начались массовые аресты и задержания всех, кто мог иметь хоть какое-то отношение к организации этого мероприятия.
Сам Кувватов был задержан в декабре в Турции, где он ждал статуса беженца по линии Управления Верховного Комиссара по беженца (УВКБ) ООН.
Конфликты на границах.
В 2014 году на киргизско-таджикской границе произошло 32 инцидента — что почти в два раза больше, чем в 2013-м. В январе на границе произошла перестрелка, было ранено двое таджикских и трое киргизских пограничников. В августе в результате вооруженного конфликта на границе два гражданина Таджикистана погибли, еще пятеро получили ранения (данные о погибших — из таджикских СМИ).
В декабре обострилась обстановка и на границе с Афганистаном: четверо пограничников Пянджского пограничного отряда Пограничных войск Таджикистана были похищены талибами, которые предложили обменять заложников на пленных боевиков.