Почему Вашингтону не нравятся цели ШОС

Заметное беспокойство и раздражение Запада, в первую очередь вашингтонских стратегов, вызывает усиление авторитета и влияния в международном сообществе государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей сегодня Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Каждая из этих стран, говорил мне дипломат одной европейской страны, в меньшей или большей степени входит в сферу «жизненно важных» интересов Вашингтона, реализация которых становится для американцев практически неосуществимой, поскольку им противостоит консолидированная могучая сила.

 

По убеждению этого дипломата, некоторых стран региона — участников этой организации миновал в последние годы смерч «цветных революций» только потому, что они не оставались в одиночестве со своими естественными или навязанными извне проблемами и, как правило, ощущали поддержку партнеров по ШОС. Драматический пример Украины, власти которой длительное время беспринципно метались между Востоком и Западом, всего лишь подтверждает корректность и правоту избранного ими вектора развития и взаимоотношений.

 

 

Впрочем, многие острые проблемы, с которыми сталкиваются члены ШОС и которые они намерены рассмотреть на предстоящем саммите в Душанбе, являются исчадием агрессивного, имперского курса Вашингтона в регионе. В первую очередь это относится к угрожающим для Евразии последствиям «миротворческой операции» объединенной коалиции атлантистов во главе с Пентагоном в Афганистане. Ведь главной «заслугой» самозваных миротворцев является тотальный всплеск в регионе международного террора и распространение наркозаразы.

 

 

По мнению экспертов, за период пребывания в Афганистане коалиционных сил во главе с США сформировалась глобальная и разветвленная, вплоть до Европы, сеть наркоторговли. По данным Управления по борьбе с наркотиками и международной преступностью ООН, посевы в Афганистане опиумного мака в текущем году превысили 290 тыс. гектаров, что почти на 40 процентов больше, чем год назад, а производство опиума составило около шести тысяч тонн, что на 50 процентов превысило предыдущий уровень. Доля Афганистана в мировом производстве опиума выросла почти до 90 процентов в 2013 г.

 

 

Как отмечает западная печать, «с американской стороны торговлю героином контролируют, по сути, легальные наркокартели, которые ещё в 80-е годы прошлого века были «засвечены» во время скандала «Иран-контрас», но по-прежнему процветающие под «крышей» ЦРУ. Дополнительным источником коррупционных доходов стали финансовые траты США на войну в Афганистане, которые достигают 8-10 трлн. долл. Фокус заключается в том, что часть средств «прилипала» к рукам американских генералов, определенная доля перепадала местным государственным чиновникам, а довольно крупные остатки доставались «полевым командирам» талибов в обмен на «лояльность». Так регулярно пополнялась касса «Талибана», откуда и покрывались текущие расходы на организацию террористических операций, зачастую в сопредельных странах.

 

 

Как было заявлено, к концу этого года американцы и их союзники должны вывести из Афганистана большую часть 160-тысячного вооруженного контингента. На территории же этой республики планируется оставить девять укреплённых военных баз с общей численностью гарнизонов в 15 тысяч военнослужащих. Эта группировка, полагают военные эксперты, вряд ли будет способна «профилактировать» междоусобные стычки между афганскими кланами. Однако ее потенциал может оказаться вполне достаточным для контроля за наркотрафиком и извлечения из этого «прибыли», что на практике будет вести к дальнейшей дестабилизацию страны. Не напрасно же антитеррористические структуры государств ШОС опасаются усиления влияния в Афганистане талибов и роста террористической угрозы в сопредельных странах. Следовательно, социально-экономические проблемы в республике будут обостряться.

 

 

В этой связи пекинская пресса обращает внимание на утверждение министра общественной безопасности Китая о том, что «внешние силы используют социально-экономические противоречия и проблемы в соответствующих странах для свержения власти и пытаются провоцировать новые волны цветных революций. Это представляет собой серьезную угрозу для суверенитета и безопасности стран региона и является общей озабоченностью государств-членов ШОС»

 

 

В качестве мер противодействия китайский министр предложил усилить контроль за неправительственными организациями и над социальными сетями с тем, чтобы своевременно выявлять и предотвращать факторы неопределенности во избежание повторения сценария «цветных революций», угрожающих стабильности в регионе.

 

 

Западная печать в этом контексте акцентирует внимание общественности на «усиление подрывной деятельности внешних сил на территории центральноазиатских государств». Так, сразу же после «евромайдана» на Украине и общего обострения ситуации вокруг событий в этой республике резко увеличилось финансирование неправительственных организаций в Киргизии. К примеру, на счет правозащитной организации «Адилет» от британского посольства и фонда «Евразия в Центральной Азии» в последние месяцы поступило более 28 млн. сомов. Касса фонда «Сорос-Кыргызстан» пополнилась на 26 млн. сомов, объединенный фронт «За международную толерантность» получил почти 14 млн. сомов, а фонд «Интербилим» только в январе текущего года – 3 млн. 355 тыс. сомов. Разумеется, поток этих сомнительных средств из западных источников мотивируется заботой о развитии демократии и свободы в этой и других республиках ЦА, заботой о правах граждан, которых законные власти, оказывается, нещадно «угнетает и притесняет».

 

 

Эксперты утверждают, что «силами расположенных в Киргизии НПО, которая стала настоящей Меккой для подрывных структур Запада, пытаются дестабилизировать и Таджикистан». Как стало известно, международная общественная организация «Фидокор» затеяла грантовый конкурс, нацеленный на развитие «некоммерческих организаций в Таджикистане», опять же, естественно, «в интересах трудящихся масс и укрощения тоталитарных инстинктов властей».

 

 

Как пишет западная печать, разнообразные НПО, как и структуры расплодившихся в регионе радикальных исламистов, финансируются из одного источника. В частности, в ряду их главных спонсоров – Национальное агентство международного развития (USAID) из США. В числе американских клиентов, например, – недавно созданная международная исламская группировка «Мусульманская интеграция в Центральной Азии». Под ее «крышу» подведены запрещенные в исламских странах экстремистские группировки «Хизб-ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана и движение «Акрамия». Отмечается, что USAID, как и Фонд Сороса, выступают также в качестве доноров фонда «Джейстаун», функционеры которого активно насаждают терроризм на Северном Кавказе.

 

 

Все эти примеры только подтверждают опасения того, что «пороховая бочка Афганистана и американские методы продвижения демократии» в регионе тесно связаны между собой. На поверку выходит, что уверения американской стороны о готовности к совместной с государствами ШОС борьбе с международным терроризмом и наркоугрозой являются лишь тактической уловкой, маскирующей подлинные, нечистые помыслы Вашингтона в регионе.

 

Вполне оправданно, что на саммите ШОС в Душанбе всем этим угрозам и вызовам планируется уделить не только самое пристальное внимание в плане «теории», но и принять конкретные решения, блокирующие их распространение. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров для укрепления безопасности стран ШОС перед исходящими, в частности, из Афганистана угрозами предлагает преобразовать расположенную в Ташкенте Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) в Центр по борьбе с новыми вызовами и угрозами, придав ему конкретные антинаркотические функции.

 

В этом же контексте представляется вполне реалистичным делом и рамочное соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам, которое станет не только дополнительной гарантией безопасности каждого из участников ШОС, но и укреплению между ними доверия и повышения взаимной ответственности.

 

Виктор Барсов, публицист. Специально для «БиП»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.