Шанхайская организация сотрудничества: 6+?

Таджикистан находится в ожидании предстоящего саммита глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который состоится во второй декаде сентября текущего года в таджикской столице, городе Душанбе.

Саммиту ШОС предшествовали встречи на уровне экспертов и глав МИД стран-членов Организации, которые также проходили в Таджикистане на правах председательствования страны в ШОС.

Подготовка к саммиту обсуждается практически еженедельно на уровне премьер-министра страны. Вопрос находится на контроле президента Эмомали Рахмона – лично.

Таджикистан, являясь членом многих международных и региональных организаций, придает особое значение вопросам, которые обсуждаются и решаются на полях организаций, которые более близки «по духу» и «географии».

Это прежде всего организации, в которые входят страны СНГ, а также близкие соседи Таджикистана, в том числе и Китайская Народная Республика, и Шанхайская организация сотрудничества не является исключением.

ШОС в свое время была создана как организация, члены которой сотрудничают в сфере обеспечения региональной безопасности, культуры и науки. Впоследствии отдельные эксперты стали смотреть на Организацию, как на аналог НАТО, хотя изначально ШОС создавался не как военный блок.

Каждая из стран, являющихся членом данной Организации, ищет пути получения наибольшей выгоды от членства по тем вопросам, которые актуальны для нее в большей степени.

По мнению независимого таджикского эксперта Рауфа Ходжаева, для Таджикистана сегодня наиболее остро стоит вопрос обеспечения безопасности в регионе, который все более подвержен влиянию экстремистских идей и течений.

«За 13 лет своего существования Шанхайская организация сотрудничества не акцентировала внимание на взаимодействия, в которых доминирует военная составляющая. Сотрудничество носило больше символический характер. Но за последний год ситуация в мире кардинально изменилась. Мир, и это подтверждают практически все элиты, больше не является однополярным. На сцену вышли страны, с мнением которых не считаться нельзя – это Россия и Китай, которые являются не только активными, но и доминирующими членами ШОС. В пример сказанному можно привести крупнейшие военные учения ШОС «Мирная миссия», которые проходят в Китае», — отметил Ходжаев.

Он считает, что Таджикистан заинтересован в тесном партнерстве с членами ШОС, и особенно с Китаем и Россией. «Таджикские власти понимают свою уязвимость перед современными угрозами, и стараются заручиться поддержкой «сильных мира сего». Тем более продолжается процесс вывода международных сил из Афганистана, с которым у Таджикистана самая протяженная граница, и последствия, естественно, беспокоят республику. Таджикская элита понимает, что ни Россия, ни Китай не заинтересованы в дестабилизации обстановки в регионе. Тем более, Россия считает Таджикистан внешней границей СНГ»», — пояснил эксперт.

По его словам, России и Китаю не безразлично, как сложится обстановка в том же Таджикистане, и, по мнению эксперта, тема безопасности станет одним из самых обсуждаемых на Душанбинском саммите ШОС.

«Еще один вопрос, который не может не волновать членов Организации и страны-наблюдатели при ней – это ситуация в мире в связи с событиями в Украине. Россия, «обложенная» экономическими санкциями США и Евросоюза, безусловно, поднимет этот вопрос, но вот как отреагирует на это Китай, неизвестно», — подчеркнул Ходжаев.

Что касается экономического составляющего сотрудничества между странами-членами Шанхайской организации сотрудничества, то, как считает эксперт, существенных продвижений в рамках Организации не было.

«Если наблюдать за развитием ШОС, за решениями, которые следуют в ходе встреч на высшем уровне, чего-то экономически-значимого, на первый взгляд, нет. Но на это есть свои причины. Во-первых, между странами членами ШОС есть двухсторонние обязательства не в рамках организации. Та же Россия активно сотрудничает с Таджикистаном на двухсторонней основе. Экономические связи между странами так крепки, что руководство, скорее всего, пока не видит смысла расширять их в рамках отдельно взятой организации. То же самое происходит в отношениях Таджикистана и Китая, который вкладывает большие инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры и промышленности РТ. Казахстан является основным поставщиком пшеницы и муки в Таджикистан, и договоренности об этом также заключены на двухсторонней основе. Картину «портят» отношения Таджикистана с ближайшим соседом – Узбекистаном, президент которого прибывает в Душанбе на саммит ШОС впервые после шестилетнего перерыва. Вот тут и понадобится помощь, или точнее сказать «слово» лидеров России, КНР и Казахстана, которые могут «замолвить словечко» в пользу потепления отношений между Душанбе и Ташкентом по той же Рогунской ГЭС», — считает Ходжаев.

Эксперт не исключает, что на предстоящем в Душанбе саммите ШОС будет обсуждаться вопрос о возможности присоединения к Организации некоторых стран-наблюдателей – Ирана, Пакистана, Индии, Афганистана, Монголии.

«На предыдущих саммитах Шанхайской организации сотрудничества данный вопрос серьезно не обсуждался. Но сейчас геополитическая ситуация в мире кардинально изменилась, и та же Россия, смотревшая ранее на присоединение к ШОС Ирана, Пакистана и Индии более прагматично, я думаю, поменяла свои взгляды. Ей сейчас как никогда нужна поддержка, зафиксированная документально в рамках Организации. Тем более в свое время Россия говорила о невозможности присоединения Ирана к ШОС в ближайшей перспективе из-за санкций Запада, но сейчас Россия сама оказалась во главе «санкционного списка», что, как мне кажется, изменила ее позиции по данному вопросу» — заявил Ходжаев.

«Я не думаю, что Таджикистан выступит против, если все-таки вопрос о возможном расширении ШОС будет поднят, так как ключевое слово будет за Россией и Китаем – занимающие доминирующую позицию в Организации», — подчеркнул Ходжаев.

По его мнению, стремление предоставить место в составе Организации Афганистану принесло бы свои плюсы – стабилизировать отношения между Индией и Пакистаном, находящихся на сегодняшний день в борьбе за возможность влиять на ход развития страны после вывода американских войск.

«Для Индии вступление в ШОС будет означать возможность подключить свою экономику к динамичному развитию наряду с лидирующими в регионе странами, с другой стороны, для стран-участников откроется возможность реализации энергоносителей в Индийский регион», — отметил эксперт.

«Хотя включение Ирана в состав ШОС и характеризуется открытием заманчивой перспективы – рынка стран Ближнего Востока, однако тут сторонников данного процесса может остановить возможность «накаливания страстей» между лидерами стран-членов ШОС и США, которые активно реализовывают себя в указанном регионе», — резюмировал он. Avesta.Tj

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.