В отчёте в целом оценивается инвестиционный климат Таджикистана, прозрачность системы регулирования, говорится о конкуренции со стороны госпредприятий, кумовстве, коррупции, приводится информация о коммерческих банках, об интеллектуальной собственности и др. Как отмечается в отчёте, правительство Таджикистана хочет стимулировать развитие бизнеса, однако сталкивается с серьезными препятствиями из-за плохого управления, кумовства и коррупции – «на практике старая советская ментальность все еще преобладает». Кроме этого, автор отчёта называет взяточничество в Таджикистане эндемическим заболеванием.
«Системе регулирования в Таджикистане не хватает прозрачности, что оказывает серьезное препятствие для бизнес-операций. Регуляторы и чиновники часто применяют законы произвольно и не могут принимать решения без одобрения надзорного органа, что приводит к длительным задержкам исполнительных документов. Президентские указы, законы, правительственные постановления, распоряжения, служебные записки министров, и правила — часто недоступны для общественности, в результате чего предприятия и инвесторы часто находятся в неведении относительно правил», — отмечается в отчёте.
Автор отчёта отмечает, что зарождающийся банковский сектор Таджикистана сталкивается с многочисленными проблемами, среди которых недостаточный капитал, ограниченные банковские услуги, недоверие, и осадок от предыдущих кризисов банковской системы. Зельцман в своём отчёте перечисляет число действующих банков и отмечает, что в Таджикистане вопреки санкциям США работает «Конт инвестмент банк», который связан с ирано-турецким магнатом Бабаком Занджани, хотя его бизнес во всех странах внесен в черный список со стороны Минфина США.
Отметим, что имя этого магната стало широко известно в конце 2012 года в связи с западными экономическими санкциями в отношении Ирана из-за спорной ядерной программы. США раскрыли схему экспорта иранской нефти в обход их санкций. Теперь весь бизнес Занджани внесён в черные списки Европейского союза и США за «его ключевую роль в уклонении от этих санкций».
В отчёте Зельцан указывает и на то, что, несмотря на огромные поступления денежных переводов от трудовых мигрантов в Таджикистан (50% к ВВП в 2013 году, что является самым высоким в мире), население с неохотой оставляет эти средства на сберегательных счетах в банках республики, а банки, в свою очередь, испытывают дефицит в дешевых денежных ресурсах. «Частный сектор имеет доступ к различным кредитным инструментам, но процентные ставки в Таджикистане очень высокие. Коммерческие банки предлагают кредиты с годовые процентные ставки в среднем под 27% для кредитов в таджикских сомони и 23% в иностранной валюте», — отмечается в отчёте.
В Таджикистане нет рынка ценных бумаг, и соответствующий законопроект находится в зачаточном состоянии. «Без рынка ценных бумаг нет тех поглощений в традиционном смысле, хотя практика рейдерства позволяет лицам с политическими связями за бесценок покупать предприятия путем политического давления и судебных решений. Вся масштабная экономическая деятельность жестко контролируется государственными органами, которые выборочно игнорируют или применяют те или иные законы для достижения желаемых результатов», — заявляется в отчёте.
Хотя в Таджикистане приватизированы многие государственные малые и средние предприятия, несколько крупных предприятий всё ещё остаются под контролем государства. К ним относятся национальная энергетическая компания «Барки точик», газовый оператор «Таджикгаз» и крупнейшее предприятие в Таджикистане — Таджикская алюминиевая компания. Деятельность госпредприятий, по мнению автора отчёта, не является прозрачной.
P.S. Следует отметить, что заголовок данной статьи был другой: «Отчет посольства США в Таджикистане: О кумовстве, коррупции и рейдерстве». Но не в этом суть. А в том, что отчет в целом вызывает много вопросов. Например, есть ли у автора отчета доказательства? Кто кум, брат, сват, коррупционер и захватчик чужой собственности? Посольство — это серьезная структура, у уважаемого докладчика Зельцмана должны быть доказанные факты. Иначе филиал внешнеполитического ведомства США рискует превратиться в тот «сливной бачок», который активно используется в период каких-то кампаний или событий. В случае с отчетом г-на Зельцмана наблюдается интересная картина. Посольство США в Таджикистане обнародовало документ (если его можно назвать документом!) в свете предстоящих крупных интеграционных мероприятий в рамках Таможенного союза и Евроазиатского союза. Через несколько месяцев в Душанбе должны решить, с кем будет жить дальше страна. Это очень тяжелый выбор. Но начинать с чего-то нужно, иначе Таджикистан так и будет находиться в хвосте мировой экономики. И вот к месту ли и ко времени ли был опубликован посольством США этот «важный отчет»?!