Министерство иностранных дел Таджикистана приветствовало последние заявления высокопоставленных представителей правительства России по поводу Рогунской ГЭС.
Власти Таджикистана уверены, что последним заявлением по поводу поддержки Рогунской ГЭС Россия поступила как настоящий стратегический партнер Душанбе, но тем не менее еще не до конца ясно, почему Москва пошла на это и кому адресован этот посыл.
Александр Лукашевич, заместитель министра и официальный представитель МИД РФ отметил, что «Россия заинтересована в том, чтобы проекты, связанные с водопользованием в близком нам регионе, становились «площадками» для общерегионального сотрудничества, а не «клином», расширяющим зазоры в позициях соседних стран».
Это заявление прозвучало после того как 17 июня с.г. Всемирный Банк после четырехлетнего изучения проекта Рогунской ГЭС дал проекту положительную оценку, а Генсек ООН Пан Ги Мун отметил, что строительство ГЭС пойдет на пользу всего региона. Надо учитывать и то, что Москва с одной стороны в связи с событиями на Украине подвергается давлению со стороны Запада, а с другой стороны стремится объединить больше постсоветских стран в Евразийском экономическом союзе. А также и то, что главный противник проекта Рогунской ГЭС, Узбекистан, теперь ищет пути большего сближения с США и Западом.
По словам Грозина, если Москва со строительством Камбар-Отинской ГЭС в Кыргызстане и Рогунской ГЭС в Таджикистане не возьмет под контроль водные ресурсы региона, проиграет своим противникам большую геополитическую битву. Между тем таджикские эксперты до сих пор не верят в искренность позиции России. Они отмечают, что на протяжении последних двадцати лет Москва использовала проект Рогунской ГЭС как объект политических сделок, и подозрения по поводу того, что и на этот раз Россия не преследует цель помочь Таджикистану, имеет право на существование.
В политических кругах Душанбе отмечается и такая точка зрения, что Рогунская ГЭС была экономической причиной гражданской войны в Таджикистане и Россия не позволила Пакистану достроить ее. После гражданской войны правительство Эмомали Рахмона, который пришел к власти не без помощи Москвы, превратило ГЭС в совместную собственность двух стран. Этот документ был одобрен Москвой, однако официальный Душанбе отложил его и в последующем забыл о нем. В конечном итоге в 2004 году Владимир Путин и Эмомали Рахмон, возложили решение судьбы ГЭС на компанию РусАл. В это время президент Узбекистана Ислам Каримов пригласил главу РусАла в Ташкент и после этой встречи российская компания вышла из игры.
В 2007 году Таджикистан объявил о создании консорциума для достройки Рогунской ГЭС, однако ни одна страна не заявила о своей готовности вступить в него, а теперь на эту тему никто и не заикается, так как этому противостоит позиция Ташкента в отношении проекта Рогунской ГЭС. Узбекистан постоянно утверждает что с строительством ГЭС сократится поток воды в страны низовья, что негативно отразится на сельском хозяйстве и окружающей среде. Хотя Ташкент долго ожидал результатов экспертизы Всемирного Банка, однако по прошествии трех недель со дня опубликования ее экспертизы никак не отреагировал на заключение Всемирного Банка.
Власти Таджикистана считают важным пройти еще один этап для окончательного результата экспертизы Всемирного Банка проекта Рогунской ГЭС. С 14 по 18 июля текущего года в Алма-Ате пройдут последние консультации с участием стран низовья и международных организаций, на котором ожидается и участие представителей России.
Фарход Милод. Радио «Озоди»