Avesta.Tj Последние внешнеполитические действия США в Центральной Азии говорят о намерениях Вашингтона максимально активизировать свою политику и продвинуть свои стратегические цели в регионе. Причин для беспокойства Вашингтона несколько. Основная причина — угроза образования Евразийского экономического союза и его расширение за счет стран Центральной Азии (ЦА).
Если еще в начале текущего года позиции трех лидеров России, Беларуси и Казахстана были далеки от подписания конкретных документов в данной области, то выход на заключение базового документа о формировании ЕАЭС сильно встряхнули политиков в Вашингтоне. Добавим, что в случае, если Бишкек сможет преодолеть внутренние противоречия и подготовить пакет документов по присоединению к Таможенному союзу, у Таджикистана появится возможность пойти в том же направлении.
Такое развитие ситуации не просто беспокоит США, а заставляет вашингтонское руководство лихорадочно действовать. Американская внешняя политика и так уже давно дает трещины, особенно это видно на Ближнем Востоке. Там провалов более чем достаточно – Сирия, Ирак, Иран. Однако сдавать без боя Центральную Азию США вовсе не намерены. Для того, чтобы скорректировать дальнейшие шаги в центральноазиатском направлении в регион был срочно направлен очередной десант в виде помощника государственного секретаря по вопросам Южной и Центральной Азии Нишы Десаи Бисвал. Дамочке были поставлены весьма конкретные и непростые задачи – по итогам поездки внести в Госдепартамент предложения по корректировке внешнеполитического курса США в Центральной и Южной Азии, оценить угрозу и последствия образования ЕАЭС для Центральной Азии, а также убедить страны в правильности поступательного развития взаимовыгодного сотрудничества с Вашингтоном. Напомню, последний июньский вояж Н.Бисвал включал Таджикистан, Китай и Индию.
В Душанбе помощник госсекретаря провела третий раунд межмидовских консультаций и проговорила некоторые вопросы в области региональной безопасности, экономического сотрудничества. Не сильно афишируя инициативу «Новый шелковый путь» (НШП) она отметила твердое намерение США содействовать развитию отношений Таджикистана, Афганистана, Пакистана и Южной Азии. В Китае американский чиновник обсуждала перспективы экономического взаимодействия и развития торговых путей вдоль Нового шелкового пути и создания Индо-Тихоокеанского экономического коридора. В Пекине Н.Бисвал старалась поженить американскую инициативу «Новый шелковый путь» и китайскую инициативу экономический пояс «Шелковый путь», которые по некоторым параметрам близки. Близость эта характеризуется направлениями экономического развития или точной экспансии экономической политики Китая на запад – в сторону стран Центральной Азии и юго-запад – Пакистан и Афганистан. В свою очередь американская инициатива имеет целью связать Афганистан со странами Центральной и Южной Азии прочными торгово-экономическими связями и транспортными коммуникациями.
Однако, если китайский «Шелковый путь» охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию, то американская НШП Евразию по понятным причинам целиком не включает. Хотя все это очень условно. Северный маршрут НАТО или Северная распределительная сеть в любой момент может стать интегрированным звеном НШП, и в таком случае транспортная часть НШП соединит Азию с Европой. Пока сложно сказать насколько Н.Бисвал смогла убедить своих китайских коллег синергировать усилия по развитию экономик стран ЦА и развитию торгово-экономического сотрудничества в южном направлении. Китайские руководители постепенно привыкают к приятному чувству лидерства в делах Центральной Азии и в этих вопросах предпочитают внимательно разделять свои интересы от американских. Вполне обоснованно рассчитывают занять место единоличного лидера. В Индии Н.Бисвал убеждала местные элиты уделить максимальное внимание развитию торгово-экономических связей на запад в сторону Пакистана, Центральной Азии, Афганистана, и в сторону Бангладеш, Мьянмы и Юго-Восточной Азии.
Но вернемся к перспективам реализации НШП в Таджикистане. Если провести анализ всех интервью и заявлений Н.Бисвал в турне по трем странам, то становится ясно, что инициатива США «Новый шелковый путь» уже давно действует в Таджикистане. Одним из первых пунктов американской стратегии значится образование регионального энергетического рынка, который свяжет Центральную и Южную Азию — СASAREM. Составной частью этого амбициозного плана является проект CASA-1000 – строительство высоковольтных линий электропередач из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан. Кстати, полезно обратить внимание на группу финансовой поддержки, в которую входят Группа Всемирного банка, Исламский банк развития, Агентство международного развития США (USAID), Государственный департамент США, Министерство международного сотрудничества Великобритании (DFID), Австралийское Агентство международного развития (AusAID). Примечательно, что технические характеристики ЛЭП по проекту CASA-1000 превышают возможности уже имеющихся в Таджикистане и Кыргызстане энергоисточников. Никто в принципе и не скрывал, что к сети линий электропередач впоследствии планируется подключить многострадальную Рогунскую ГЭС.
Несколько дней назад стало известно, что эксперты Всемирного банка подтвердили безопасность Рогунского проекта. Всемирный банк опубликовал предварительный вариант Оценки экономического и социального воздействия Рогунской ГЭС и Исследования технико-экономического обоснования проекта строительства Рогунской ГЭС. В этом ТЭО утверждается, что технически возможно и экономически обосновано эксплуатировать Рогунскую ГЭС. А теперь отклонимся от темы и сделаем первый вывод. Положительная оценка по проекту Рогунской ГЭС выработана Всемирным банком как следствие украинских событий. Почему? Развитие конфликтного сценария на Украине впервые показало, что ни одна страна на постсоветском пространстве не застрахована от социального взрыва и дестабилизации вследствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, коррупции во властных структурах, а также прочих внутренних и внешних причин. Перерастание киевских событий в открытый российско-украинский конфликт не на шутку напугал властные структуры участников Таможенного союза, активизировал процесс образования Евразийского экономического союза.
Прогресс в переговорах по ЕАЭС и подписание соответствующего документа стало для руководства США явно незапланированной неприятностью. Появление ЕАЭС рассматривается США как угроза проведению политики по объединению стран Центральной Азии по шаблонам американской демократии и увод ее от влияния России в южном направлении. Вашингтон решил срочно реанимировать стратегию НШП и после двухлетнего муссирования Всемирный банк «неожиданно» выдал вариант с нейтрально-положительной оценкой по проекту Рогунской ГЭС. Теперь перекрытие реки Вахш и начало строительства ГЭС может практически начаться в текущем году.
Обратим внимание на другой факт. Совсем недавно, 25 июня 2014 года, парламент Таджикистана ратифицировал соглашение между Таджикистаном и НАТО об оказании поддержки войскам и персоналу НАТО и о транзите войск и персонала НАТО. Согласно документу альянс получил возможность беспрепятственно пользоваться воздушным и наземным пространством Таджикистана. Заметим, что данное соглашение было подписано еще десять лет назад и только сейчас также «неожиданно» ратифицировано. Не напоминает ли эта игра размен фигурами на шахматной доске? В новейшей истории Таджикистана это уже было, что-то в духе – ратификация соглашения по 201-й российской военной базе в обмен на соглашение по трудовым мигрантам и беспошлинным поставкам нефтепродуктов. Не удивлюсь, если совершенно случайно также найдутся еще и «независимые» от США источники финансирования строительства Рогунской ГЭС.
Таким образом, инициатива США «Новый шелковый путь» успешно реализуется. Ранее экспертами ставились под сомнение современные возможности США по финансированию проекта. Однако на самом деле серьезных дополнительных вливаний не потребуется. В текущем году США минимизируют численность своего воинского контингента в Афганистане до 10 тысяч живой силы. То есть последуют значительные сокращения в части финансирования. Все эти многомиллиардные средства будут перенаправлены на Центральную Азию. Так, например, уже стало известно о поступлении в подконтрольные США банки миллиардного транша, предназначенного на реконструкцию и строительство транспортных магистралей в Центральной Азии. Кроме того, согласно заявлениям госпожи Н.Бисвал, под реализацией инициативы НШП следует понимать оказание американцами денежной и технической помощи по обустройству и оснащению таджикско-афганской границы, оказание материальной помощи силовым структурам. Даже открытие компьютерных классов в регионах Таджикистана и обучение детей английскому языку также является неотъемлемой частью реализации инициативы НШП.
В перспективе реализации американской стратегии в ЦА могут испортить обедню такие организации как ОДКБ и ШОС. Впервые в ОДКБ государства – члены пришли к пониманию необходимости усиления коллективной составляющей по противодействию угроз, исходящих из Афганистана и расширению мер по укреплению афгано-таджикской границы. В последнее время организация заметно продвинулась вперед по вопросам военного строительства. В сентябре текущего года в Душанбе планируется провести саммит ШОС с рассмотрением вопросов о расширении состава организации, установления правил игры с государствами-наблюдателями, совершенствовании договорно-правовой базы. Все эти меры направлены на усиление организации и повышение эффективности ее деятельности.
Членство в ШОС Китая и России позволяет государствам-участникам более результативно проводить совместную политику в области региональной безопасности и противодействия планам США по усилению своего военного присутствия в ЦА.
Владимир Лисовский